Определение потребности в проведении маркетинговых исследований
Достоинства данного метода заключаются в следующем:
- Относительно низкая стоимость, обусловленная отсутствием интервьюеров, компьютерной техники;
- Самостоятельная организация ответов на вопросы со стороны респондентов, которые сами выбирают время и скорость ответов на вопросы;
- Отсутствие определённого влияния со стороны интервьюера или компьютера, создающее более комфортные условия для респондентов для ответа на вопросы.
Недостатки данного метода опроса заключаются в том, что, поскольку респонденты самостоятельно контролирует ответы на вопросы анкеты, то его ответы могут содержать ошибки, обусловленные недопониманием, отсутствием должного внимания и т.п., быть неполными; сроки опроса могут нарушаться или анкеты вообще не будут возвращены.
Базовым понятием панельного обследования является понятие панели.
Панель - это выборочная совокупность опрашиваемых единиц, подвергаемых повторяющимся исследованиям, причём предмет исследования остаётся постоянным. Членами панели могут быть отдельные потребители, семьи, организации торговли и промышленности, эксперты.
Панельный метод опроса имеет преимущества по сравнению с обычными одноразовыми опросами: он даёт возможность сравнивать результаты последующих опросов с итогами предыдущих и устанавливать тенденции и закономерности развития изучаемых явлений.
Все виды панелей подразделяются по:
- времени существования;
- характеру изучаемых единиц (субъектов);
- характеру изучаемых проблем (предметов изучения);
- методам получения информации.
По времени существования панели делятся на краткосрочные (существуют не более года), и долгосрочные (не более пяти лет).
Долгосрочные панели могут давать непрерывную либо периодическую информацию. Непрерывная информация фиксируется в дневниках ежедневно, а сами дневники высылаются организаторам исследования через определённые промежутки времени. Периодическая информация поступает по мере проведения опросов в виде заполненных анкет.
Таблица 2 - Типология панелей
Типы панелей |
Единицы совокупностей |
Цели формирования панели |
Потребительские |
Отдельные лица или семьи / домохозяйство. |
Систематически или периодически получать информацию о спросе и его факторах, о поведении мнениях и предпочтениях потребителей. |
Торговые |
Индивидуальные продавцы и торговые предприятия. |
Получать непрерывную информацию о рыночной ситуации, эффективности рекламы, ценах. |
Производственные |
Производственные предприятия (промышленные, аграрные и др.) |
Получать информацию о товаре, товарной политики и конкуренции. |
Сферы услуг |
Предприятия сферы услуг |
Получать информацию о ситуации на рынке услуг, об их видах, качестве и ценах на них. |
Специалистов |
Группы специалистов |
Получать информацию о состоянии какой — либо проблемы, а так же информацию о поведении потребителей в определённой ситуации. |
От состава панели зависит информация, полученная при проведении опросов. Наиболее сложно формирование семейной и индивидуальной потребительских панелей. Преимуществом торговых панелей, панелей промышленных предприятий и экспертов является меньшее количество членов по сравнению с потребительскими панелями, что сокращает затраты на их формирование и наблюдение.