Ассортиментная политика на рынке детского питания в г.Красноярск
Ребёнок требует постоянного внимания и уход, детское питание и витаминизированные соки - всё это нельзя закупить один раз и надолго, и молодым родителям приходится периодически посещать магазины детских товаров. Формат магазина «супермаркет детских товаров» является в данной ситуации очень востребованным, так как обладает широким ассортиментом. К тому же организация магазинов детских товаров имеет и ряд особенностей. Как и магазины «для взрослых», магазины детских товаров ориентируются на разные категории покупателей по уровню доходов. Но, кроме этого, они вынуждены иметь гораздо более широкий ассортимент товаров, чтобы удовлетворить потребности покупателей. Это и одежда, и обувь, и игрушки, и специализированные товары, например коляски, и т.д. Специализированных магазинов, торгующих какой-то определенной группой товаров, а тем более монобрендовых магазинов среди магазинов детских товаров относительно немного. Если добавить к этому необходимость иметь широкий ассортимент товаров, рассчитанный на разные возрастные группы и учесть, что покупают в основном родители, а пользуются товарами дети, то становится понятно, что торговля детскими товарами достаточно сложный бизнес, как с организационной, так и с маркетинговой стороны. Соответственно, при автоматизации этих магазинов необходимо обеспечить возможность работы с широким ассортиментом товаров, учитывать размеры и цвета продаваемых изделий - поскольку размерный ряд в детских магазинах, как правило, шире, чем в магазинах для взрослых. Необходимо организовать быстрое и бесперебойное обслуживание на расчетных узлах - при том что среднее количество товаров в чеке в таких магазинах выше, чем в магазинах «для взрослых», а контингент покупателей более эмоционален». Торговля каждой из этих категорий товаров имеет свои особенности и требует специфического учета. В этом смысле «детские» магазины объединяют в себе совершенно «недетский» набор особенностей торговли продуктами питания. Различные форматы торговли в магазинах детского питания ‑ от прилавочной торговли до достаточно больших по площади магазинов самообслуживания, применяются все известные формы работы: где-то товар продается «через прилавок», где-то находится в свободном доступе, но по витринным образцам не одно предприятие не реализует детское питание.
Сейчас Рынок детского питания представлен двумя основными сегментами: заменителями материнского молока и продуктами прикорма. Самым большим сегментом детского питания является пюре. Они присутствуют со значительной долей на протяжении всех первых трех лет жизни ребенка, достигая максимума на втором году жизни. Соки, каши - также являются сегментами, имеющими свою важность на протяжении 36 месяцев. Другие значительные сегменты либо очень важны на первом году жизни (смеси - 41% всех затрат на детское питание на первом году жизни), но теряют свою важность по мере роста ребенка, либо, наоборот, становятся более значимыми ко второму и третьему году жизни ребенка.
Таблица 5
«Анализ выявленных предприятий торговли, осуществляющих реализацию исследуемого детского питания в г. Красноярске в разрезе видового ассортимента»
Ассортимент |
Всего обследованных предприятий |
В т.ч. реализуют товар |
В т.ч. по уровню специализации, шт. | |||
Количество, шт. |
Удельный вес, % |
Единичная продажа |
Отдел |
Специализированная торговля | ||
Каши: 1 Агуша |
20 |
3 |
15 |
- |
3 |
- |
2 Малышка |
20 |
3 |
15 |
- |
3 |
- |
3 Винни |
20 |
6 |
30 |
- |
6 |
- |
4Любопышки |
20 |
6 |
30 |
- |
6 |
- |
5 Умница |
20 |
2 |
10 |
- |
2 |
- |
6 Humana |
20 |
2 |
10 |
- |
2 |
- |
7 Помогайка |
20 |
5 |
25 |
- |
5 |
- |
8 Шагайка |
20 |
4 |
20 |
- |
4 |
- |
9 Фруто няня |
20 |
3 |
15 |
- |
3 |
- |
10 Доброе утро |
20 |
4 |
20 |
- |
4 |
- |
11 Добрый вечер |
20 |
4 |
20 |
- |
4 |
- |
12 Bebi |
20 |
6 |
30 |
- |
6 |
- |
13 Heinz |
20 |
6 |
30 |
- |
6 |
- |
14 Nestle |
20 |
5 |
25 |
- |
5 |
- |
15 Nutricia |
20 |
3 |
15 |
- |
3 |
- |
16 Малютка |
20 |
4 |
20 |
- |
4 |
- |
Сухие молочные смеси: 1 Бабушкино лукошко |
20 |
5 |
25 |
- |
5 |
- |
2 Nutricia |
20 |
3 |
15 |
- |
3 |
- |
3 Nutrilon |
20 |
4 |
20 |
- |
4 |
- |
4 Малютка |
20 |
4 |
20 |
- |
4 |
- |
5 Винни |
20 |
3 |
15 |
- |
3 |
- |
6 Nan |
20 |
5 |
25 |
- |
5 |
- |
7 Nestogen |
20 |
8 |
40 |
- |
8 |
- |
8 Friso |
20 |
5 |
25 |
- |
5 |
- |
9 Bebi 1,2 |
20 |
1 |
5 |
- |
1 |
- |
10 Bebi |
20 |
4 |
20 |
- |
4 |
- |
11 Hipp |
20 |
3 |
15 |
- |
3 |
- |
12 Nurture |
20 |
- |
- |
- |
- |
- |
13 Junior |
20 |
3 |
15 |
- |
3 |
- |
14 Bifidus |
20 |
- |
- |
- |
- |
- |
15 Lemolac |
20 |
- |
- |
- |
- |
- |
Пюре: 1 Бабушкино лукошко |
20 |
8 |
40 |
1 |
7 |
- |
2 Агуша |
20 |
9 |
45 |
2 |
7 |
- |
3 Фруто няня |
20 |
12 |
60 |
2 |
10 |
- |
4 Малышам |
20 |
10 |
50 |
2 |
8 |
- |
5 Hipp |
20 |
3 |
15 |
- |
3 |
- |
6 Nutricia |
20 |
3 |
15 |
- |
3 |
- |
7 Heinz |
20 |
5 |
25 |
- |
5 |
- |
8 Умница |
20 |
3 |
15 |
- |
3 |
- |
9 Hame |
20 |
2 |
10 |
- |
2 |
- |
10 Nestle |
20 |
3 |
15 |
- |
3 |
- |
11 Gerber |
20 |
8 |
- |
8 |
- | |
12 Тема |
20 |
4 |
20 |
- |
4 |
- |
13 Сады придонья |
20 |
9 |
45 |
- |
9 |
- |
14 Спеленок |
20 |
7 |
35 |
- |
7 |
- |
15 Semper |
20 |
5 |
25 |
- |
5 |
- |
16 Винни |
20 |
4 |
20 |
- |
4 |
- |
Соки: 1 Бабушкино лукошко |
20 |
5 |
25 |
1 |
4 |
- |
2 Агуша |
20 |
9 |
45 |
2 |
7 |
- |
3 Фруто няня |
20 |
12 |
60 |
2 |
10 |
- |
4 Малышам |
20 |
10 |
50 |
2 |
8 |
- |
5 Hipp |
20 |
3 |
15 |
- |
3 |
- |
6 Nutricia |
20 |
2 |
10 |
- |
2 |
- |
7 Сады придонья |
20 20 |
9 |
45 |
- |
9 |
- |
8 Спеленок |
20 |
7 |
35 |
- |
7 |
- |
9 Semper |
20 |
2 |
10 |
- |
2 |
- |
Чаи: 1 Бабушкино лукошко |
20 |
8 |
40 |
1 |
7 |
- |
2 Hipp |
20 |
5 |
25 |
- |
5 |
- |
3 Nutricia |
20 |
1 |
5 |
- |
1 |
- |
4 Heinz |
20 |
3 |
15 |
- |
3 |
- |
5 Тема |
20 |
2 |
10 |
- |
2 |
- |
6 Humana |
20 |
2 |
10 |
- |
2 |
- |
7 Semper |
20 |
1 |
5 |
- |
1 |
- |