Информационное обеспечение маркетинговых исследований
В тех случаях, когда вторичное исследование не даёт нужного результата, проводят первичное (полевое) исследование.
Основными методами получения первичных данных являются опрос, эксперимент, наблюдение и панель. Наибольшее распространение получил метод опроса.
Опрос (анкетирование респондентов) - наиболее сложный , но самый эффективный метод изучения и оценки спроса на потребительские товары, поскольку позволяет устанавливать личные контакты с покупателями (существующими и потенциальными) и получать конкретную информацию от них по интересующим исследователя вопросам.
Процедура анкетного опроса состоит из следующих этапов:
- определение целей опроса;
- согласование цели с заказчиком и решение вопросов финансирования;
- разработка рабочих гипотез;
- разработка бланка анкеты и её апробация;
- определение численности респондентов и способа их отбора.
- подбор и подготовка персонала для проведения опроса;
- проведение опроса;
- обработка результатов опроса и его анализ;
- составление отчёта и его представление заказчику.
Самостоятельной и очень распространённой формой опроса является анкетирование, т е. заполнение заранее подготовленных бланков с перечнем вопросов.
Анкета - это таблица с перечнем вопросов, на которые должен ответить респондент. Анкетирование - это опрос с помощью анкеты.
Сама анкета представляет собой вопросник, на который отвечает опрашиваемое лицо (респондент). Составлению анкеты предшествует большая исследовательская работа, имеющая цель - стратифицировать совокупность респондентов по социально - экономическим признакам , учесть психологию респондента, предугадать его реакцию на ту или иную форму вопроса, степень его искренности и возможности сформулировать недвусмысленный ответ. Совокупность ответов должна дать характеристику изучаемой проблемы.
Анкетный опрос может приводиться в устной форме, близкой к интервью, когда регистратор сам записывает ответы на бланке. Преимущества этого метода заключаются в том, что регистратор имеет возможность уточнить ответ, исключить вероятность неверного толкования вопроса. Однако эта форма анкетирования трудоемкая. Более быстрой является другая форма анкетирования — письменная, которая предусматривает, что бланк анкеты заполняется самим респондентом. Анкета рассылается по почте, иногда публикуется в СМИ.
Недостатком этого метода является то, что нет гарантии против ошибок при заполнении бланка, связанных с низким образовательным и культурным уровнем части респондентов, а также часть анкет может оказаться незаполненной и неотправленной адресату.
Анкетирование считается основным методом получения полной и достоверной маркетинговой информации в поведении потребителей.
Анкета состоит из вводной части, из вопросов, характеризующих предмет опроса, а также из сведений о респондентах
Во введении формируется цель опроса (анкеты), его задачи, содержится и мотивируется просьба к респонденту дать откровенные ответы на поставленные вопросы. Введение должно заинтересовать и разъяснить, каким образом результаты опроса могут быть использованы на пользу потребителю (для расширения ассортимента, удобства при покупке и т.д.).