Информационное обеспечение маркетинговых исследований
· Стратегическая - используемая в стратегическом планировании (отличаются от оперативно глубиной и охваченным периодом; её разновидностью является среднесрочный и долгосрочный прогноз).
2) По месту сбора информация:
· Внутренняя – к ней относится любая информация, собираемая самой фирмой или по её заказу;
· Внешняя - информация, за пределами фирмы, но используемая ею в маркетинговых целях:
-информация, собираемая и разрабатываемая Российским статистическим агентством и его местными органами, а также другими государственными общественными организациями;
-информация, собираемая и разрабатываемая научными учреждениями и учебными введениями;
-информация, публикуемая в СМИ;
-информация рекламного и коммерческого характера других фирм, в том числе бюллетени, регистры, справочники и т.п.
В свою очередь внутренняя информация по времени использования делится на: первичную и вторичную.
· Первичная информация собирается специально для конкретных маркетинговых потребностей фирмы.
К первичной информации относятся организуемые фирмой различные обследования, опросы, панели и т.п.
Вторичная информация (кабинетные исследования) - это уже существующая информация, собираемая для различных целей, но используемая для конкретных маркетинговых потребностей фирмы. Другими словами, вторичные данные не являются результатом проведения специальных маркетинговых исследований.
Кабинетные исследования являются наиболее доступным и дешёвым методом проведения маркетинговых исследований.
Внутренними источниками служат отчёты компании, беседы с сотрудниками отдела сбыта и другими сотрудниками, бухгалтерские и финансовые отчёты и др.
К источникам внешней вторичной информации относятся: выставки, ярмарки, совещания, конференции, презентации, коммерческие базы и банки данных.
Поскольку названные выше источники доступны каждому, дело заключается в том, что бы внимательно наблюдать, собирать и оценивать информацию. При этом выводы не могут опираться на один -единственный источник, т.к. не все документы являются нетенденциозными. Только сравнение нескольких источников может привести к выводам, имеющим ценность.
Наиболее важными достоинствами вторичной информации для исследователя выступают:
1. быстрота получения по сравнению со сбором первичных данных;
2. дешевизна по сравнению с первичными данными;
3. лёгкость исполнения;
4. повышает эффективность использования первичных данных.
Сбор вторичной информации обычно предшествует сбору первичной информации.
Вторичные данные помогают исследователю более глубоко познакомиться с ситуацией в отрасли, с тенденциями изменения объёма продаж и прибыли конкурентов, последними достижениями науки и техники и т.п.
К недостаткам вторичных данных относятся возможная нестыковка единиц измерение. Использование различных определений и систем классификаций, разная степень новизны, невозможность оценить их достоверность. Эти недостатки обусловлены прежде всего тем, что вторичная информация не получается, исходя из целей определённого маркетингового исследования, а исходя из каких - то других целей.