Пример построения распределительной логистической системы, основанной на маркетинговой информации
Колебания спроса на продукцию происходит также в течение месяца. Основными клиентами региональных представительств являются оптовые торговцы. Отсутствие графика поступления заявок от таких клиентов приводит к длительным стагнациям продаж и периодическим всплескам. Это лишает возможности ориентироваться на среднедневное потребление продукции как основной показатель при управлении складами. Большое число региональных представительств требует составления графика для выравнивания отгрузок с центрального склада готовой продукции. Таким образом, классическим способом управления региональными складами является модель с фиксированным временем выдачи заказа. В данной модели в зависимости от остатка на момент выдачи заказа меняется размер заказа. Транспортировка осуществляется вагонами (реже контейнерами – размер суммарной транспортной партии). При неравномерном потреблении текущий заказ, как правило, либо меньше, либо больше вагона. Это не позволяет управлять складом по данной схеме.
Нами была разработана модификация схемы поддержания запасов с фиксированным временем отгрузки. В основу методики был положен результат маркетингового анализа статистики потребления продукции и краткосрочные прогнозы продаж каждой номенклатурной позиции. Эти же данные использовались и при распределении производственных мощностей, и при закупке сырья и материалов. Таким образом, регулярно собираемая и обрабатываемая операционная маркетинговая информация легла в основу интеграции основных функций в работе предприятия.
Основной особенностью указанной методики является гибкое реагирование на колебания спроса, не нарушающее ритмичности пополнения складов.
Применение предложенного нами способа анализа соотношения потребности и наличия для управления различными ресурсами требует определенной адаптации к каждой конкретной ситуации. Для тестирования методики нами была выбрана система распределения готовой продукции по региональным торговым представительствам ОАО «Стройфарфор».
Первоначально были рассчитаны основные параметры уровней запасов на складах. Средний хранимый запас включает в себя уровень страхового запаса и половину размера заказа, поставляемого за один раз. Размер заказа каждой номенклатурной позиции зависит от периода восполнения запасов (срока доставки и размера каждого заказа). Расчет страхового запаса был выполнен с учетом следующих основных рисков:
1. Риск всплеска спроса, превышающего среднестатистическое потребление.
2. Риск задержки продукции в пути.
Используя результаты данных расчетов, статистику потребления продукции в течение каждого месяца, было определено возможное накопления запасов, необходимая вместимость склада и желательный максимальный запас каждого регионального склада.
Исходя из нормативного запаса каждой номенклатурной позиции, фактического запаса на начало месяца и прогнозного спроса, определяется количество вагонов на следующий месяц. При последующем управлении складом в течение месяца это число вагонов может быть откорректировано как в большую, так и в меньшую сторону. Вначале месяца число вагонов, которое планируется отгрузить на 21 дочернее предприятие, используется для построения графика отгрузок с центрального склада завода, что позволяет выровнять его нагрузку. График отгрузок выстраивается автоматизированной системой методом подбора с учетом желательной равномерности поступления продукции в каждый регион и одновременной равномерности отгрузок со склада завода.
Дальнейшая работа системы обеспечения осуществляется на основании данного графика, с отклонениями только в тех случаях, когда произошло резкое снижение либо накопления продукции на одном из складов. Прежде всего осуществляется ежедневная проверка текущего состояния запаса торговых представительств, при отсутствии отклонений от нормативных значений дальнейшая работа проходит по утвержденному месячному графику.