Пример построения распределительной логистической системы, основанной на маркетинговой информации
Промышленность строительных материалов относится к десяти основным отраслям промышленности России. Ее доля в суммарном промышленном производстве страны 2,9 %. Важность данной отрасли подчеркивает ее неразрывная связь с актуальной проблемой жилищного строительства. В последние годы наблюдается рост жилищного и промышленного строительства, а следовательно, и увеличение числа предприятий сектора строительных материалов и повышение объемов производства. Объектом нашего исследования стали отрасли, имеющие ряд особенностей организации производства и материального обеспечения. Данные особенности обусловлены непрерывным производственным циклом, необходимостью хранения больших запасов сырья, высокой интенсивностью материальных потоков, длительным сроком транспортировки материалов и готовой продукции, а также низкой гибкостью производственного оборудования в условиях широкого ассортимента. К таким типам производства относится производство стекла и сеталлов, цемента, плиток керамических облицовочных и др.
Наиболее соответствующими целям нашего исследования являются предприятия, производящие плитки керамические облицовочные. Данная отрасль включает в себя все перечисленные выше производственные и логистические особенности. За истекшие пять лет (с 1999 по 2004 гг.) объем выпуска в натуральном выражении увеличился в 2,16 раза и составил 87,07 млн кв. м [1] (в том числе плитка для внутренней облицовки стен 51,5 млн кв. м и напольная плитка 34,8 млн кв. м).
В настоящее время в России заводы, производящие керамическую плитку, расположены более чем в 30 регионах. При этом около 87 % объема выпуска в 2004 г. было произведено в Московской, Ленинградской, Ростовской и Орловской областях. По результатам работы в 2004 году можно выделить три крупнейших завода, на долю которых приходится 35,23 % выпускаемой керамической плитки – ОАО «Стройфарфор» (Ростовская область); ОАО ЗАО «Велор» (Орловская область); «Волгоградский керамический завод» (Волгоградская область). Все крупные предприятия данной отрасли имеют разветвленную сеть региональных торговых представительств. Ведущие предприятия охватывают до 20 регионов, в которых обслуживаются клиенты из близлежащих районов.
Работа по детализации и внедрения результатов нашего исследо-вания велась на предприятии, которое является лидером по темпам увеличения производственных мощностей и доли рынка – ОАО «Стройфарфор». С 1998 по 2004 гг. после полной модернизации производства объем выпуска продукции вырос в 7 раз. При общем росте выпуска керамической плитки в России в 2004 г. по сравнению с 2003 г. на 14,16 %, ОАО «Стройфарфор» увеличило производство на 22,37 %.
Как и на других представителях данной отрасли, это предприятие имеет высокую долю активов, замороженных в остатках сырья и готовой продукции, а также большие сроки и крупные партии их поставки. Спрос на керамическую плитку носит ярко выраженный сезонный характер, а основной технологической особенностью является низкая гибкость производства. Под гибкостью в данном случае мы будем понимать возможность быстрого уменьшения или увеличения объемов выпуска. Таким образом, происходит неизбежное накопление готовой продукции зимой и сокращение остатков в летний период. Это связано с основным производственным переделом – утельным и политым обжигом. Высокая чувствительность готовой продукции к времени и температуре обжига не позволяет приостанавливать работу печи на короткие промежутки времени. Одновременно и большой территориальный разброс целевых рынков сбыта лишает возможности быстро реагировать на мгновенные всплески спроса. Все эти факторы, общие для многих отраслей промышленности строительных материалов, усложняют распределение производственных мощностей в условиях широкой номенклатуры выпускаемых изделий (в рамках исследуемого предприятия номенклатура составляла около 200 изделий, выпускаемых на шести технологических линиях).