Тенденции и перспективы развития национальной рекламы
Таблица 4
Билборд |
Начиная с 400 AZN |
Призма |
Начиная с 360 AZN |
*источник: http://olaylar.az/haber/reklam_bazari.html
Самым дорогим место для размещения рекламы в столице является «Площадь фонтанов».
Самой проблемным средством рекламы в стране является реклама в прессе. По словам председателя Союза Рекламистов Азербайджана, Гаджиами Атакишиева, поддержка нужна в первую очередь газетам. Они должны поднять свой жизненный уровень за счет реклам. В Америке или Европе в газетах 80% площади занимается рекламная информация. Можно воспользоваться опытом Ирана, Турции, России и других стран. Тамошние газеты наряду с полезной информацией размешают огромное количество рекламных объявлений, которые весьма полезны людям. Газеты бесплатно раздаются в общественных местах. Это возможно благодаря окупаемости газет за счет реклам.
Для решения данной проблемы, нам нужен свободный рекламный рынок, который создаст возможности, как для СМИ, так и для рекламодателей.
И, кроме того, если газеты повысят качественный уровень и тираж, то это привлечет рекламодателей. Для того, чтобы все эта стало возможным нужна соответствующая система менеджмента, которая организовала бы работу СМИ. А это, в свою очередь, упирается снова в кадровый вопрос.
Сегодня на рынке Азербайджана практически нет квалифицированных специалистов в области рекламы. Союз Рекламистов Азербайджана, во главе с Гаджиами Атакишиевым в свое время хотели создать Академию рекламы. С тех пор прошло 10 лет, а им все еще не удалось этого добиться. Сейчас уже нет того энтузиазма, который был раньше.
Но выход из ситуации можно всегда найти. Например, после окончания факультета журналистики бакалавр может поступить в магистратуру и на протяжении двух лет обучения изучить основы рекламного дела. Нужно только создать такие возможности для молодежи.
Рекламный рынок развивается ежедневно и поэтому сейчас на первом месте находится проблема кадров.
Второй проблемой национальной рекламы является нормативно-правовая база. «Закон о рекламе» следует полностью изменить. Он был составлен в 1997 году. Сейчас у нас совсем другие темпы жизни, а в законе на многие вопросы нет ответов.
Председатель Союза Рекламистов Азербайджана, Гаджиами Атакишиев предлагает поступать по испанки. Они создали пять томов закона: отдельный закон о телевидении, наружной рекламе и т.д. Дополнительному к нему подготовлен рекламный кодекс. В законе необходимо учесть вопрос о саморегулировании рекламы и проблему кадров.
А насчет тарифов на размещение рекламы в газетах, нужно отметить что достаточно высокие. Для стимулирования потенциальных заказчиков необходимо идти на определенные уступки.
Тарифы на размещение рекламы в газетах “Ayna” и «Зеркало», без учёта НДС, выглядят следующим образом:
Таблица 5
«Зеркало» ежедневный выпуск | |
страница |
AZN/см² |
1 |
1,82 |
2,3 и последняя |
1,6 |
Внутренняя |
1,4 |
«Зеркало» субботний выпуск | |
страница |
AZN/см² |
1 |
3,0 |
3 |
2,5 |
5,7,9,11,13,15,24,25,48 |
2,0 |
4,6,8,10,12,14,16-23 |
1,8 |
26-47 |
1,5 |
«Айна» субботний выпуск | |
страница |
AZN/см² |
1 |
1,6 |
3, 5 |
1,4 |
внутренняя |
1,2 |