Тенденции и перспективы развития национальной рекламы
В настоящее время, из-за наличия скрытых реклам, точный объем рынка рекламы определить сложно. Количество рекламных предприятий в стране, на 2010-ый год, составляет 352. Как уже отмечалось выше, самая большая доля рынка приходится на телерекламу, на скромном, втором месте идет реклама на территории метрополитена, на третьем наружная реклама, на четвертом реклама в газетах, на пятом радиореклама, а на шестом реклама в интернете.
Важную роль в таком расположении средств рекламы играет фактор цены. Обладая высокой интерактивностью, телереклама считается самой эффективным средством распространения рекламу и именно поэтому тут цены тоже очень высокие. Однако надо отметить, что в последнее время всё больше зрителей переключаются на кабельное телевидение, а некоторые вообще не смотрят телевизор, что в значительной мере снижает эффективность данного средства рекламы. В тоже время не существование интереса к рекламе как средства информации со стороны населения или недоверие к ней, приводит к тому, что зрители просто переключают канал во время рекламы. Всё это и ещё многое другое отрицательно влияет на телерекламу в стране и ставит под вопрос его будущее. Более точно цены в ТВ меняются следующим образом:
Таблица 1
В зависимости от времени и профиля передачи |
1,10 - 22,50 AZN |
В информационных и общественно-политических передачах |
3,25 - 22,50 AZN |
В культурных, музыкальных, а также в прочих развлекательных передачах |
4,30 - 8,70 AZN |
В кино и сериалах |
3,25 - 10,90 AZN |
В молодежно-спортивных передачах |
2,15 - 6,55 AZN |
В выигрышных играх |
11,10 AZN |
Т.к. выигрышные игры значительно уступают сериалам в периодичности вещания, можно сделать вывод что, большая часть дорогой рекламы вешается именно во время сериалов.
Цены в метро сравнительно дешевле:
Таблица 2
Месячная плата за одну рекламную вывеску на станциях метро |
64AZN |
Внутри вагонов (в зависимости от места) |
2 AZN-dən 10 AZN-dək |
1 кв. метр рекламы в станциях метро, за неделю |
30 AZN |
1 кв. метр рекламы на эскалаторах, за нделю |
35 AZN-dir |
*источник: http://olaylar.az/haber/reklam_bazari.html
Также отметим что, в станциях Низами и Элимляр Академиясы размещены звуковые рекламы на эскалаторах. Этим делом занимается компания “Banner”. Планируется размещение рекламы и в других станциях. 1 лента рекламы может распространяться минимум 1 месяц, 5 раз в день.
Таблица 3
Стоимость звучания в рабочии дни |
50 гяпик |
В выходные и праздничные дня, а также в часы пик |
50-70 гяпик |
*источник: http://olaylar.az/haber/reklam_bazari.html
Как видно из таблицы 2. Цены в метро сравнительно низкие. Если еще учесть что каждый день услугами Бакинского метрополитена пользуются достаточно большое количество людей, то рекламу в метро можно считать вполне выгодным средством распространения рекламы. И не удивительно, что оно занимает второе место, после телерекламы, на рынке рекламы страны.
Наружная реклама, в Азербайджане в основном представлена рекламой на транспорте, которая размещается чисто по собственному желанию заказчиков, рекламными щитами, афишами и т.п. Отметим что в стрне насчитывается более чем 150 билбордов (неподвижных, односторонних) и призменных (двухсоронних) щитов. Минимальный срок рекламы один месяц, а цены выглядят следующим образом: