Маркетинговое исследование товара и запросов потребителя
Маркетинговые исследования – систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах.
Управляющие, прибегающие к маркетинговым исследованиям, должны быть достаточно хорошо знакомы с их спецификой, чтобы уметь получить нужную информацию приемлемой цене. В противном случае они могут допустить сбор ненужной информации или нужной информации, но с непомерно высокими издержками или неправильно истолковать полученные результаты. Важно, чтобы управляющие достаточно хорошо знали технологию проведения маркетингового исследования и могли легко участвовать в его планировании и последующей интерпретации полученной информации.
На первом этапе управляющий по маркетингу и исследователь должны четко определить проблему и согласовать цели исследования. Если управляющий просто скажет исследователю: «Пойдите и соберите данные о рынке авиалиний», - вследствие он, вероятно, будет разочарован результатом работы. Ведь рынок можно исследовать по сотням разных параметров. Если от данных исследований ждут пользу, они должны иметь непосредственно отношение к проблеме, стоящей перед фирмой и требующий решения. Сбор информации обходится слишком дорого, и расплывчатое или неправильное определение проблемы ведет к непроизводственным затратам. Старинное присловие гласит: «Хорошо определенная проблема- это уже полпути к ее решению».
После этого управляющий должен сформулировать цели исследования. Цели эти могут быть поисковыми, т.е. она предусматривает сбор предварительных данных, проливающих свет на проблему, помогающих выбрать идею более совершенного изделия. Они могут также быть описательными, т.е. предусматривать описание определенных явлений. Бывают и экспериментальные цели, т.е. предусматривающие проверку гипотизы о какой-то причинно-следственной связи.
Отбор источников информации
На втором этапе необходимо определить вид интересующей заказчика информации и пути ее наиболее эффективного сбора. Исследователь может собирать вторичные или первичные данные или те и другие одновременно.
Вторичные данные – информация, которая уже где-то существует, будучи собранной ранее для других целей.
Первичные данные – информация собранная в первые для какой-либо конкретной цели.
Исследования обычно начинаются со сбора вторичных данных. Они служат отправной точкой исследования. Они выгодно отличаются тем, что обходятся дешевле и более доступны. Однако нужных исследователю сведений может просто не быть либо существующие данные могут оказаться устаревшими, неполными, неточными или ненадежными. В этом случае приходиться собирать первичные данные.
Наиболее важным и широко применяемым методом сбора первичных данных являются опросы потребителей. Чтобы снизить затраты, связанные с опросом потребителей в домашней обстановке, все большее распространение получают опросы магазинов. В этих случаях интервьюеры опрашивают посетителей магазинов, держа наготове записную книжку. При необходимости могут продемонстрировать наглядный материал. Опросы в магазинах обычно более кратки, предоставляют меньший объем данных, чем обычные личные интервью, так как большинство покупателей не располагают большим количеством времени.