Применение математического аппарата
При разработке плана производства можно использовать три базовые стратегии:
1. Стратегия преследования;
2. Равномерное производство;
3. Субподряд. Стратегия преследования (удовлетворения спроса). Под стратегией преследования понимается производство объема, необходимого в данный момент.
Преимущество стратегии преследования заключается в том, что объем материально-производственных запасов может быть минимальным. Товар производится, когда на него появляется спрос (да и накопить готовый товар кетеринг не в силах). Существенной недостачей данного плана является остающееся значительно колебание спроса.
Равномерное производство. При равномерном производстве постоянно производится объем продукции, равный среднему спросу. Данная стратегия для кетеринга также невозможна: конечный продукт предприятия - готовый рацион питания, сроки хранения которого ограничены (рацион в глубокой заморозке хранится максимум 40 суток).
Субподряд. Как стратегия в чистом виде, субподряд означает постоянное производство на уровне минимального спроса и оформление субподряда для удовлетворения более высокого спроса. Субподряд может означать закупку недостающего объема продукции за счёт размещения заказов сторонним организациям.
Основным преимуществом этой стратегии является себестоимость. Так, DAS в пиковый период осуществлял размещение заказов на комплектацию сухих наборов питания на ЖД (навал продуктов) сторонней организации.
Отсутствуют связанные с содержанием дополнительных производственных ресурсов расходы и, так как производство осуществляется равномерно, нет затрат на изменение объема производства. Главный недостаток заключается в том, что цена закупки (стоимость изделия, закупки, транспортировки и проверки) может оказаться выше себестоимости изделия при производстве на предприятии. Да и высокотехнологичные рационы питания не могут быть зачастую приготовлены субподрядчиками.
Данная стратегия возможна, к примеру, в таком виде: авиационный бизнес остаётся целиком под контролем кетеринга, в то время как в пиковые месяца при невозможности удовлетворения спроса, часть заказов, полученных со смежных рынков передаётся в субподряд.
Гибридная стратегия. Три стратегии, о которых говорилось выше, представляют собой варианты чистых стратегий. Каждая из них предусматривает свои расходы: оборудование, наем/увольнение, сверхурочная работа, материально-производственные запасы и выдача субподряда. Фактически же кетеринг может использовать множество гибридных, или комбинированных, стратегий. У каждой из них свой комплект характеристик себестоимости.
При разработке методики анализа возможности выхода кетеринга на смежные рынки должен производиться анализ возможности применения той или иной стратегии (в зависимости от условий, предъявляемых новым рынком, а также условиями авиационной деятельности).