Организация управления ассортиментной политикой на предприятии
Рисунок 2.8 – Планируемая структура ассортимента торгового предприятия на 2010г.
Согласно рассчитанным плановым показателям структуры ассортимента в нем должны произойти следующие изменения: несколько увеличится доля детских украшений, браслетов и брошей, колец, при этом немного снизится доля подвесок, обручальных колец в общих продажах.
Выше была представлена методика планирования ассортимента на год. Аналогичная методика используется при составлении ежемесячных прогнозов структуры ассортимента, которые в виде отчетов составляются экономистами отдела сбыта и предоставляются его руководителю.
На основе этих данных осуществляется планирование товарных запасов. В связи с этим точность прогнозирования объема продаж ассортиментных групп напрямую влияет на объем товарных запасов на складе.
Неточность прогнозирования объемов продаж в рассматриваемой организации приводит к образованию излишков товарных запасов, появлению залежалых товаров, следствием чего является рост складских расходов.
Политика управления запасами должна включать ряд функций (рис.2.9).
Рисунок 2.9 – Содержание политики управления запасами
В рассматриваемой организации осуществляется только оперативный учет и управление поставками.
Оперативный учет и контроль за состоянием товарных запасов ведется на основании действующих форм учета и отчетности. Для этого в организации используется автоматизированная система управления товарными запасами на основе бухгалтерской программы 1С «Предприятие: Торговля. Склад».
Определим эффективность использования товарных запасов в рассматриваемой организации. Она может быть определена как по показателю розничного товарооборота, так и по показателю прибыли:
; (2.7)
, (2.8)
где Эф1, Эф2 – показатели эффективности использования товарных ресурсов соответственно по товарообороту и прибыли;
Преал – прибыль от реализации товаров;
РТО – розничный товарооборот;
П – объем поступления;
ТЗср – средняя величина товарного запаса, руб.
Таблица 2.8 – Эффективность использования товарных запасов
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
Отклонение |
Эффективность использования товарных запасов по товарообороту, руб. |
1,333 |
1,114 |
-0,219 |
Эффективность использования товарных запасов по прибыли, руб. |
0,266 |
0,223 |
-0,043 |
Из таблицы 2.8 видим, что эффективность использования товарных запасов снизилась. Если в 2008 году один рубль, вложенный в товарные ресурсы, приносил 1,333 руб. товарооборота и 26,6 копейки прибыли, то в 2009 году 1 рубль в товарных запасах принес 1,114 руб. объема розничной торговли и 22,3 копейки прибыли. Снижение эффективности использования товарных запасов говорит о необходимости улучшения процесса управления запасами в региональном «Ювелирная сеть - 585» в Волжском.
По распределению функций по управлению ассортиментом в рассматриваемой организации (табл.2.9) за координацию ассортимента ответственен руководитель отдела по работе с клиентами. В рамках данной функции он ведет стратегическое управление ассортиментными группами, следит за сбалансированностью ассортиментного портфеля на основе анализа состояния и развития существующих сегментов рынка (внешних факторов) и финансовых изменений, происходящих внутри организации (внутренних факторов). Выбор той или иной ассортиментной стратегии он осуществляет на основе оценки изменения денежных потоков, вызванных изменением ассортимента, а также на основе прогноза состояния денежных потоков в перспективе.
Политика управления ассортиментом руководителя отдела по работе с клиентами базируется в основном на горизонтальной диверсификации, которая заключается в изменении ассортимента в рамках проводимой деятельности (узкой по специализации – торговле ювелирного изделия), а также поиске и выходе на новые рынки сбыта.
В процессе стратегического управления выделяются три основные стратегические групп ассортимента, которые в совокупности и представляют собой ассортиментный портфель предприятия:
основная, включающая товары, находящиеся в стадии роста и приносящие основную долю прибыли (подвески, кольца);