Организация управления ассортиментной политикой на предприятии
Управлением ассортиментной политикой в региональном торговом представительстве ООО «Ювелирная сеть - 585» в Волжском занимаются специалисты отдела по работе с клиентами и директор отдела по работе с клиентами. В табл.2.5 представлено распределение функций по управлению ассортиментом между этими субъектами управления.
Директор отдела по работе с клиентами полностью берет на себя функции организации и координации ассортимента и частично – контроля ассортимента. Последнее подразумевает, что контроль ассортимента он осуществляет по отчетам, предоставляемым ему специалистами отдела по работе с клиентами.
Таблица 2.5 – Закрепление функций по управлению ассортиментом за исполнителями
Исполнитель |
Функции | |||
Планирования |
Организации |
Координации |
Контроля | |
Директор отдела по работе с клиентами |
- |
+ |
+ |
+ |
Отдел по работе с клиентами |
+ |
- |
- |
+ |
Отдел по работе с клиентами в части управления ассортиментом занят планированием ассортимента и его контролем. Функция контроля ассортимента со стороны отдела по работе с клиентами (экономистов) связана с управлением поставками, повседневным контролем структуры ассортимента.
Планирование ассортимента в организации заключается в определении количественного соотношения отдельных видов изделий параметрического ряда продукции в плане продаж. Соотношение определяется на основе прогноза объема продаж отдельных ассортиментных групп.
Прогноз объема продаж по отдельным ассортиментным группам осуществляется на основе анализа данных за предыдущие годы и их экстраполяции на прогнозируемый год (рис. 2.7)
R – коэффициент достоверности аппроксимации. Он рассчитывается по формуле:
, (2.1)
, (2.2)
. (2.3)
Рисунок 2.5 Прогнозирование объема продаж по ассортиментным группам на 2009 г. методом экстраполяции
Соответственно данному прогнозу объем продаж подвесок в 2010 году возрастет с 5,5 до 6,0 млн. руб. в год; обручальные кольца – с 3,3 до 5,5 млн. руб.; колец – с 3,0 до 4,8 млн. руб.; детские украшения – с 1,5 до 2,7 млн. руб.; браслеты – с 0,9 до 1,2 млн. руб.; броши – с 0,75 до 12, млн. руб. Этот прогноз является самым упрощенным и представляет общую тенденцию изменения продаж по видам товаров. Насколько реальными являются результаты такого типа прогноза можно посмотреть по данным следующей таблицы за 2009 год.
В целом прогноз является реальным, однако его неточность по некоторым товарным группам может доходить 42%. Общая фактическая величина объема продаж меньше запланированной на 6,7%. В целом отклонение прогноза от фактического объема продаж небольшое, а, учитывая, что он получен методом экстраполяции, то такое отклонение можно считать незначительным.
Таблица 2.6 – Сопоставление экстраполированного прогнозного объема продаж по товарным группам с его фактическим значением
Товарная подгруппа |
Прогноз объема продаж на 2009г., тыс. руб. |
Коэффициент достоверности аппроксимации (R2) |
Фактический объем продаж 2009г., тыс. руб. |
Отклонение: факт/прогноз, % |
Броши |
600 |
0,8454 |
759,36 |
126,53 |
Гостиные |
3600 |
0,8667 |
3328,08 |
92,45 |
Подвески |
5600 |
0,9861 |
5535,724 |
98,84 |
Украшения для детей |
2600 |
0,7791 |
1504,536 |
57,85 |
Кольца |
3000 |
0,9936 |
2965,884 |
98,86 |
Браслеты |
700 |
0,1631 |
929,612 |
132,77 |
Всего |
16100 |
15023,196 |
93,31 |