Предлагаемые новые формы распределения и продвижения пищевых товаров
Современный деловой мир, основанный на принципах рыночной экономики, претерпел существенные изменения. На смену индустриальному бизнесу приходит информационное общество, которое открывает новые возможности в бизнесе. Эта объективная закономерность особо остро ощутима для бизнес – единиц, осуществляющих свою деятельность в странах с переходной экономикой. Принцип «рынок важнее, чем завод» стал основополагающим фактором успеха предпринимательства. А, следовательно, маркетинговая деятельность предприятия и ее высшая форма – макси – маркетинг ныне играют важную роль.
Сегодня, если фирма не осуществляет маркетинг, значит, она не идет в ногу со временем, о фирме не знает общество, и она не существует для рынка. В таком случае типична ситуация: на неизвестный товар, предлагаемый незнакомой фирмой, у среднестатистического потенциального покупателя будет следующая реакция: «Я не знаю вашу фирму. Я ничего не знаю об истории вашей фирмы. Я не знаю репутации вашей фирмы. Мне ничего не известно ни о товарах вашей фирмы, ни о ее клиентах. Я не знаю достижений вашей фирмы. Так какой же товар после этого вы хотите мне предложить?». Естественно, рассчитывать на устойчивый успех бизнеса такой фирме не приходится, и она со временем уйдет с рынка.
Маркетинг обеспечивает эффективный контакт фирмы со всеми рыночными структурами и субъектами рынка, государственными и общественными организациями и, что самое важное – с постоянными и потенциальными клиентами.
Макси – маркетинг – высшая научно – аналитическая форма маркетинга. Это научно – системный подход к анализу и оценке тенденций, происходящих в бизнес – среде, с целью корректировки производственно – сбытовой деятельности и научного обоснования целесообразности (даже необходимости) диверсификации деятельности фирм. Он является основополагающим принципом современной экономики, позволяющим повысить вероятность успеха в бизнесе в условиях все более радикальных изменений бизнеса под влиянием новых научно – технических достижений и телекомпьютерных технологий. Макси – маркетинг справедливо называют философией бизнеса в условиях рыночных отношений.
Сущность макси – маркетинга – избежать ненужных неэффективных затрат путем установления качественно новых отношений с субъектами бизнеса; обеспечить фирме максимально возможный доход и прибыль и сформировать такую рыночную ситуацию, при которой фирма в большинстве секторов своего товарного рынка могла бы быть первой в нужном месте и хотя бы на шаг впереди ближайшего конкурента.
Зона ответственности макси – маркетинга включает следующие моменты:
- Мониторинг динамики рыночной ситуации и конъюнктуры;
- Контроль поведения и деятельности конкурентов;
- Установление вероятности появления на рынках новых товаров (услуг);
- Модернизацию традиционной и разработка «портрета» новой продукции в соответствии с требованиями рынка;
- Разработку нового способа вывода на рынок новых товаров в условиях жесткой конкуренции и «рекламной неразберихи»;
- Поиск новых способов (форм) покупки и оплаты товаров;
- Обеспечение получения максимально возможной прибыли в условиях необходимости адаптироваться к изменениям рынка.
Рассмотрим информационные технологии макси – маркетинга. Благодаря новым возможностям предоставляемых рынком информационных услуг (точнее, новыми информационными технологиями) традиционная система сбыта продукции и маркетинг в целом претерпели существенные изменения. В системе товародвижения нашло применение так называемое «шлюзование», т. е. такое движение товаров от производителя к потребителю, при котором благодаря информационному обеспечению складирование товаров исключено: нужные товары непосредственно от производителей в указанное время и в оговоренном количестве «без проволочек» поступают к потребителям. Это позволяет исключить из системы товародвижения услуги посредников операций по «перевалке» товаров на промежуточных складах.
Информационные технологии позволяют все необходимые сведения о товарах выводить на дисплей на рабочем столе маркетолога или сотрудника системы сбыта (например, менеджера по продаже). Он получает ретроспективную картину реализации товара, сведения о наличии товара на складе предприятия, в торговом зале, информацию о заказах, что в значительной мере облегчает сбыт продукции.