Основные этапы развития рекламы в Азербайджане

Развитие нефтяной промышленности, способствовал притоку в Баку рабочей силы, а увеличение спроса расширило потребительский рынок. Еще в начале XX века с изобретением газовых фонарей и ламп, в Баку, началось распространение визуальной рекламы в городе. «Белый нефть блистает в темноте» , «Белый нефть приходит на помощь людям в самый суровый мороз, холод и снег», «Наш век – век белой нефти» и т.д. являются рекламными образцами того времени.

Построение потребительского рынка, увеличение спроса, расширение торговой сети, увеличивало конкуренцию. Содержание тогдашней рекламы организовывала дифференциацию торговых заведений и ресторанов. В рекламных афишах того времени можно было встретить различно рода информацию различной тематики, например:

- «Локанта “Elbrus” приглашает вас поесть вкусные блюда приготовленные опытными поварами. Во время обеда и ужина поет румынский оркестр, поют и танцуют известные и искусные цыганки. Также есть отдельные кабины»;

- «В локанте “Dardanel” есть всякого рода кушанья, для торжественного и приятного проведения времени. Пожалуйте. Будет музыка играть, будет петь войлочник Мухаммед»;

-«Открылась локанта “Mübarək”. Знаменитый повар Казым готовит очень вкусную еду. Цены доступные. Пожалуйте, будем признательны, останетесь довольными.

В конце XIX века, в Азербайджане начинает расширяться печатание газет и журналов. Сначала вышел на свет газета «Экинци» в 1875 году, под редакцией Г.Б.Зардаби, а за ним и такие газеты как и журналы как «Зия»(1879), «Кяшкюл»(1873), «Баку»(1905), «Хаят»(1905), «Бакинская жизнь»(1912), «Открытое слово»(1916), «Азербайджан»(1918), «Совгат»(1919), «Молла Насреддин», Фуюзат» и т.д. на страницах которых реклама печаталась в более подходящей для народе форме. Посредством рекламы в газетах и журналах, купцы более быстро ознакомляли широкую массу со своими товарами.

На первой странице газеты «Баку», публикующейся в начале XX века, размещались рекламы различных заказчиков. Эти рекламные обращение отличались своей интересностью, при помощи минимума слов они предоставляли конкретную информацию. В этих рекламных размещались даже имена предпринимателей, а также информация об их деятельности. Публикацией такого рода рекламных материалов, редакции увеличивали свои доходы, а количество их клиентов увеличивалась.

Укрепляющаяся Советская империя в Азербайджане в начале 20-х, конце 30-х годов выступила против рыночной экономики и заменила его на административно командную. Одним из первых декретов советской власти реклама была монополизирована государством, предприниматели лишились возможности расширить свое дело за счет рекламы. Этим процесс развития рекламы в нашей стране практически остановился и этот застой длился около 70 лет.

Публикация рекламы была объявлена исключительным правом советского правительства и местных Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

С того времени основной задачей рекламы во всем СССР и в том числе в Азербайджане стала пропаганда коммунистической идеи.

Существовал также весьма идеологизированный подход к существу рекламы, который основывался на том, что капиталистическая реклама есть средство обмана и одурачивания покупателя, навязывания излишних потребностей, пропаганды капиталистического образа жизни и других негативных явлений капиталистической экономики. Считалось, что капиталистическая реклама весьма расточительна и чрезмерно дорога и расходы на нее способствуют обнищанию трудящихся. Исходя из этих предпосылок, расходы на советскую рекламу выделялись в крайне незначительных размерах: 0,04 - 0,05% от розничного товарооборота (в США они составили 7-8% объема розничного товарооборота).

С обретением независимости Азербайджанская республика выбрала рыночную экономику как основной путь развития своей экономики. С переходом из административно-командной системы к рыночной экономике, начали формироваться новые сферы деятельности. Реклама являлся одним из таких отраслей и самым перспективным среди них.

Перейти на страницу: 1 2 3 4