Основные этапы развития рекламы в Азербайджане
Исследования исторических источников выявили что, реклама является сферой деятельности, которая имеет древнюю историю в Азербайджане.
Известная действительность, что наскальные надписи в Гобустане являются одним из древних памятников Азербайджана. Этим объясняется необходимость начала исследований рекламного изобразительства именно здесь. Начерченные на скалах, остроугольными камнями эти изображения относятся к XIII-X тысячелетиям до нашей эры. Именно в это время начался первый этап формирования и развития рекламы в Азербайджане. Охватывая различные периоды, данные изображения, являются также очень интересными с точки зрения рекламы.
О Гобустанских петроглифах учёные знали еще в 40-х гг. XIX века. В архивах Петербургской Академии наук даже было 3-4 отчета по этой теме. Английскими инженерами-нефтяниками приглашались в эти места профессора из Оксфордского университета и их спутники. У входа в главную пещеру имеется русскоязычная надпись 1905 года, которая гласит, что в этих местах побывал некий Крузе. Изображения лодок изучались также норвежским исследователем Туром Хейердалом.
Наскальные рисунки находятся на территории нескольких гор: Беюкдаш (Большой Камень), Кичикдаш (Маленькии Камень) и вокруг полукруглой, самой большой горы — Кянизадаг — грязевого вулкана. Удивительные рисунки встречаются преимущественно в пещерах, на обломках скал.
Рисунки отражают хозяйственную жизнь, быт, магические и тотемические представления древних людей, их религиозные обряды, сцены охоты на различных диких животных и т. д. Встречаются изображения мужчин и женщин, сцены рыболовства, различных диких животных. Также можно встретить изображения скачущих на лошадях охотников, одинокую богатырскую фигуру жнеца с серпом, хороводы пляшущих человеческих фигур, напоминающие народный танец «яллы», лодок с гребцами и солярные знаки.
Так как эти надгробия являются средствами информации и пропаганды, то их можно расценивать как рекламные образцы нашего народа.
С приходом исламской религии в Азербайджан начался второй этап развития рекламы в Азербайджане. Начались коренные изменения в стране. С целью увеличения своего влияния на массу, исламская религия, стала присваивать передовые обычаи.
В Азербайджане, как и во многих других исламских странах, разыгрывался представление «Шабехлер». Для проведения этого мистериального представления в городах, пользовались услугами глашатаев и проповедников.
Третий этап развития рекламы в Азербайджане приходится в средние века. Образцами средневековой рекламы в Азербайджане, можно показать афиши народных представлений. Перед представлением шутники под сопровождением музыкантов, прогуливались по городу и приглашали людей на представление. Их живые приглашения высказывались стихами:
«Ей, спящие проснитесь! Не спящие пожалуйте.
Соберитесь в площади, быстро, займите места, сделайте круг,
Старик, молодежь, жена, ребенок, девочка-невеста.
Пришел шутник, не останавливайтесь, быстро приходите!»
Или же
«Пришло представление, приходите на плошадь,
Разнесется наша буча во все стороны,
Не посмотрим мы на угрозы, на всю чушь,
Быстро приходите а, быстро приходите, быстро приходите,
Ей девушка, ей парень, мужчина, ей невеста!» и т.п.
Такие методы, также широко использовались во время праздника «Новруз».
Развитие нефтяной промышленности в конце XIX начале XX веков в Баку способствовал развитию сферы услуг, формированию потребительского рынка и изобилии товаров и положил основу четвёртому этапу развития рекламы в Азербайджане. Так в письменностях историков и живых свидетелей отмечается, что в начале XX века в Баку было восемь английских, три французских, два шведских, два немецких, одна датская нефтяная компания.
Эти компании принадлежали таким богатым людям как братья Нобель, Рокфеллер, Ротшильд, Датерлинг. Появление в Баку иностранных нефтяных компаний создало оживления во многих отраслях экономики и включило идею рынка в основу недавно формирующейся экономической системы. Надо отметить что, формирование тогдашней архитектуры города Баку, считающийся сегодня вторым Парижем, непосредственно связано с именами этих личностей и местных нефтяных миллионеров.