Оценка эффективности проведения рекламной компании
Проведение опросов требует значительных затрат времени и привлечения к этой работе большого числа людей. Вместе с тем полученные результаты не могут быть достаточно полными. Иногда устный опрос покупателей может вызвать у них настороженность. Поэтому целесообразнее предложить им заполнить опросный лист, изложив в нем задачи опроса, с тем чтобы покупатель знал его цель и постарался точнее ответить на вопросы. Эффективность организации рекламной деятельности также может быть оценена при помощи специальных коэффициентов. По мнению Житковой Е.Л. наиболее точными из них являются: Коэффициент чувственного восприятия рекламы, который равен отношению количества респондентов, увидевших, услышавших, прочитавших рекламное объявление (Nч.в.), к общему числу респондентов (Nр):
Кч.в. = Nч.в. / Nр. (2)
Коэффициент убедительности равен отношению количества респондентов, которых реклама убедила в необходимости приобретения товара (услуги) (Nуб.), к числу респондентов, получивших рекламное сообщение:
Куб. = Nуб. / Nр. (3)
Проанализируем эффективность рекламной кампании ООО «Мир окон». Общее количество респондентов прочитавших рекламное сообщение составляет 150 тыс. чел., общее число респондентов – 250 тыс. чел.
Коэффициент чувственного восприятия рекламы составит:
Кч.в. = 150 / 250 = 0,6.
Используя формулу (3) рассчитаем коэффициент убедительности рекламы. Количество респондентов обратившихся в ООО «Мир окон» после ознакомления с рекламным сообщением составляет 20 тыс. чел.
В этом случае коэффициент убедительности составит:
Куб. = 20 / 250 = 0,008.
Таким образом, эффективность рекламного сообщения составляет 0,8%.
Экономическую эффективность рекламы определить так же как разницу между прибылью организации и средствами затраченными на рекламную кампанию.
Прибыль организации от реализации оконных систем составила 3520 тыс. руб., а затраты на рекламную кампанию 20020 руб. В этом случае экономическая эффективность составит:
3520 – 20,02 = 3499,98 тыс. руб.
Таким образом, проводимая рекламная кампания является экономически эффективной.
При использовании аналитических методов определения эффективности рекламы применяется следующая методика учета влияния рекламы и конкуренции:
вычисление средней величины покупки для различных категорий товара;
определение объемов продаж для разных стоимостных диапазонов в первый период;
определение объемов продаж для разных стоимостных диапазонов во второй период:
построение графика распределения — зависимости изменения объемов продаж от стоимостных диапазонов;
учет сезонности и внутренних изменении;
выявление аномальных изменений, не связанных с известными причинами;
анализ состояния конкурентов для выявления причин выявленной
аномалии в распределении [47].
Кроме того, в этих методах используется методика определения эффективности рекламы по графикам изменения численности покупателей.
Причины падения и условия восстановления эффективности рекламы представлены в таблице 6 [36].
Таблица 6
Причины падения и условия восстановления эффективности рекламы
Причины падения эффективности рекламы |
Условия восстановления эффективности рекламы |
Нарушение цепочки передачи информации |
Введение многоканальных телефонов |
Вытеснение своего объявления рекламой чужой фирмы |
Видоизменение рекламы, увеличение объема рекламы |
Появление нового конкурента |
Улучшение сервиса, реклама лучших потребительских свойств |
Насыщение рынка отдельными видами товара |
Новая трактовка потребительских свойств |
Снижение платежеспособности корпоративных клиентов |
Улучшение удовлетворенности. расширение аудитории |
Потеря новизны |
Улучшение качества, обновление ассортимента, франчайзинг |