Оценка эффективности проведения рекламной компании
Таким же образом экспериментатор может создавать самые различные комбинации рекламных средств и путем сравнения реакции покупателей выбрать из них наиболее удачную. Оценочные методы определения эффективности рекламы. Эти методы бывают прямыми и косвенными.
Прямые оценочные методы непосредственно выявляют эффективность рекламы путем опроса или тестирования покупателей, сотрудников компаний, экспертов, случайных лиц и используя балльные (таблица 5) и рейтинговые оценки, а также сравнения с известным рекламным объявлением при тестировании [44].
Косвенные оценочные методы основаны на методах опроса (телефон, факс, посетители, покупатели), сравнения (различия в рекламе, затраты на рекламу и число новых покупателей, объем рекламы и число новых покупателей), расчета (потенциальная, возможная аудитория, целевая аудитория, доля откликов со стороны целевой аудитории).
Таблица 5 Балльная прямая оценка рекламы
Признаки оценки рекламы |
Баллы |
Способность привлечь внимание |
1…10 |
Возникновение желания сделать покупку |
1…10 |
Эмоциональное воздействие |
1…5 |
Оригинальность |
1…5 |
Выделение на фоне других |
1…10 |
Новизна формы объявления |
1…5 |
При опросе по телефону позвонивших («Как вы нашли нас?») необходимо определиться, когда задавать вопрос, регистрировать все звонки или выборочно, а также степень применимости метода опроса для различных видов рекламы. При этом регистрируются следующие параметры - абсолютное число позвонивших за определенный период, число звонивших в данный период по сравнению с числом звонивших в другие периоды, число звонивших по конкретной рекламе.
Метод опроса также относится к активным методам определения психологического воздействия рекламы. Этот метод трудоемкий, но намного достовернее других, так как позволяет выявить непосредственно у самого покупателя его отношение не только к рекламному средству в целом, но и как позволяет выявить непосредственно у самого покупателя его отношение не только к рекламному средству в целом, но и к отдельным составным элементам этого средства.
Используя метод опроса, можно оценить воздействие рекламного средства на покупателей и установить, какие элементы его оформления привлекают к себе наибольшее внимание и лучше запоминаются.
Для определения эффективности того или иного рекламного средства составляются анкеты, которые по заранее размотанной программе письменно, в личных беседах, по радио или телевидению доводятся до сведения потребителей.Анализ полученных ответов позволяет сделать соответствующее обобщения и выводы.Путем опроса можно установить, какое рекламное средство оказывает наибольшее влияние на покупателя при приобретении им определенного товара.