Прогнозирование объёма продаж товаров сельскохозяйственного назначения предприятия ИП "Агриматко-96"
Наиболее эффективным экономико-математическим методом прогнозирования при анализе временных рядов с точки зрения универсальности и возможности моделирования сезонности спроса является применение ряда Фурье.
На первом этапе прогнозирования осуществляется выбор базы прогноза, периода прогнозирования, то есть данных, на основании которых проводится прогноз.
При наличии временного ряда с неравными промежутками наблюдения периоды t разбиваются на равные отрезки с определением соответствующих значений показателя. При этом важно соблюдение условия ∑Yi = Yt, где i - число интервалов, на которое разбивается период t.
Рассмотрим ряд динамики объемов продаж предприятия ИП "Агриматко-96" за 2004 - 2005 гг., то есть за 24 месяца (таблица 20), графическое представление которого изображено на рисунке 6.
Таблица 20 - Данные об объеме продаж товаров сельскохозяйственного назначения предприятия ИП "Агриматко-96"
Номер месяца |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Значение Yt, млн. руб. |
587,2 |
586,5 |
899,8 |
4906,3 |
2119,2 |
2143,8 |
1528,0 |
2120,9 |
3397,5 |
3139,4 |
2655,5 |
2311,8 |
Номер месяца |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
Значение Yt, млн. руб. |
1235,7 |
947,4 |
2609,4 |
8022,5 |
4462,4 |
2721,0 |
3340,7 |
3554,2 |
2698,2 |
3807,4 |
3684,9 |
3087,7 |
На втором этапе для смягчения влияния тенденций прошлых лет на достоверность прогнозной модели и для учета "устаревания" данных проводится экспоненциальное сглаживание уровней временного ряда.
Выбор константы сглаживания λ достаточно произволен, однако в мировой практике обычно используются значения в диапазоне от 0,1 до 0,5 (при этом выбор зависит от срока прогноза).
Рисунок 6 - Ряд динамики продаж сельскохозяйственной продукции за 2004-2005 гг.
Экспоненциальная средняя определяется по формуле Р. Брауна:
Qt = λYt + (1 - λ) Qt-1, ()
Которая может быть интерпретирована, как:
Новый прогноз продаж = λ ∙ последняя продажа +
+ (1 - λ) ∙ предыдущий прогноз
Для удобства расчетов представим данную формулу в следующем виде:
Qt = Qt-1 + λ (Yt-1 - Qt-1), ()
Или:
Новый прогноз продаж =