Маркетинг в инновационной политике фармацевтических предприятий
Значимость патента определяется минимизацией возможности его обхода и других неблагоприятных для владельца последствий . Кроме того, патент должен действовать достаточно долго, чтобы обеспечить извлечение его обладателем ожидаемой прибыли. Во многих развивающихся странах низкая покупательная способность населения и отсутствие системы страховой медицины существенно снижают спрос на медикаменты .
Таким образом, фирма-разработчик оригинального лекарственного вещества может сделать вывод о нецелесообразности патентования в той или иной стране. Это может иметь значительные экономические и правовые последствия. В патентном праве существует такой термин, как патентная чистота – юридическое свойство продукта быть свободно использованным в данной стране без опасности нарушения действующих на ее территории патентов исключительного права, принадлежащих третьим лицам. Один и тот же фармацевтический препарат может подпадать под действие патента, выданного, например, в США, и в то же время обладать патентной чистотой, например, в Индии.
Тем не менее, у фирм-разработчиков оригинальных препаратов существует возможность восстановить справедливость, используя ошибки, допущенные дженериковыми компаниями при продвижении продукции на рынок. Вопрос о том, насколько эквивалентны с биологической точки зрения лекарственные вещества или препараты, полученные первым и последующими производителями, является очень важным.
Компания, разработавшая оригинальный препарат, затрачивает гораздо большие суммы на его всестороннее исследование, в результате которого могут появиться ноу-хау, обеспечивающие преимущества в плане эффективности и токсичности. Однако, возможен вариант, когда произведенный другой фирмой аналог фармацевтического препарата будет не уступать, а превосходить оригинальный.
В последние годы в развитых странах наметилась тенденция к комплексному исследованию эквивалентности лекарственных средств и более тщательному подходу к их стандартизации. В некоторых случаях новые, более эффективные модификации известных лекарственных веществ и способы их получения также могут быть защищены патентами.
Однако вопрос о том, насколько препараты, находящиеся в обороте на территории определенной страны отвечают требованиям эффективности и безопасности, перестает быть только областью патентного права и относится к компетенции отвечающих за это медицинских органов.
Научная ценность патента может быть весьма незначительна при весьма высокой экономической ценности. Под экономической ценностью патента подразумевается его способность блокировать выход на рынок препаратов, которые производит фирма-конкурент. При конфликтных ситуациях вокруг объектов промышленной собственности окончательное решение, как правило, остается за судом. Патент может служить лишь поводом для того, чтобы потеснить конкурента или создать конфликтную ситуацию. Учитывая принцип состязательности гражданского процесса, совершенно очевидно, что судебное решение не всегда соответствует “абсолютной истине”. В развитых странах накопилось достаточно много примеров, когда патент получали и использовали с чисто спекулятивными целями. Следует подчеркнуть, что в функции Патентного ведомства не входит клиническая проверка химического вещества. Экспертиза ведется на основании “бумажных” данных, представленных заявителем. Эти материалы проверяются только на соответствие критериям охраноспособности – новизна, изобретательский уровень и промышленная применимость.
В фармации очень сложным является вопрос о сроках подачи патентной заявки на впервые синтезированные химические вещества, особенно перспективные в коммерческом плане, так как многие фирмы ведут свои разработки параллельными путями. Если задерживать подачу заявки на перспективное изобретение, например, из-за углубленного изучения фармакологического действия, вполне вероятно, что конкурирующая компания, проводящая разработки в том же направлении, первая подаст заявку. Это приведет к тому, что компания, проявившая большую оперативность, получит монопольное право на это химическое вещество. И наоборот, если заявка будет подана слишком рано, возможно, что ее основную ценность могли бы составить данные, полученные после даты подачи, т.е. даты приоритета.