Теоретические основы бизнес-планирования
Огромное значение в маркетинге имеет функция управления и контроля, которая подразумевает организацию стратегического и оперативного планирования на предприятии; информационное обеспечение управления коллективом; организацию системы конкуренции на предприятии; организацию контроля маркетинга.
План маркетинга предназначен для создания эффективного рынка сбыта предлагаемого товара. Такой план необходим не только для организации внутренней деятельности фирмы, но и установления деловых контактов с внешними партнерами и инвесторами.
Направления исследования рынка. Основные задачи маркетингового исследования рынка:
определение условий, при которых достигается оптимальное соотношение между спросом и предложением товара на рынке;
определение конкурентных позиций конкретных видов продукции фирмы и самой фирмы на изучаемом рынке;
ориентация фирмы на выпуск таких изделий, которым обеспечен сбыт на конкретных рынках с достаточной рентабельностью.
После определения объема текущего и перспективного спроса для всего рынка следует провести его сегментацию с целью определения товарной номенклатуры.
Неотъемлемой частью плана маркетинга является выбор ценовой стратегии предприятия.
Выбор стратегии зависит от состояния:
внутренней среды предприятия, которая определяет издержки производства, стоимостную цепочку создания ценностей;
внешние среды предприятия, которая определяет уровень конкуренции, характер спроса, общехозяйственную коньюктуру, проявляется ли в политике органов федеральной и региональной власти.
В рамках маркетинговой стратегии разрабатывается и стратегия проникновения на рынок.
План маркетинга задает направления для деятельности компании и позволяет лучше понимать процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения и сбыта, планирования цен. Планирование маркетинга заставляет организацию оценивать свои сильные и слабые стороны с очки зрения конкурентов, возможности и угрозы окружающей среде. Маркетинговые программы являются ядром маркетинговой деятельности. Они кладутся в основу планирования производства по каждому продукту в каждом хозяйственном подразделении фирмы. Программа маркетинга – это основополагающий документ, который устанавливает конкретно, кто, что, когда, где и каким образом должен делать. Главными задачами программы маркетинга являются: определение объема выпуска продукции в натуральном и стоимостном выражении на текущий и перспективный период; выбор целевого рынка или конечного потребителя с учетом их требований и потребностей в продукции; сопоставление издержек производства, цены, прибыли по каждому продукту.
План маркетинга состоит из следующих разделов:
сводка контрольных показателей;
изложение текущей маркетинговой ситуации;
перечень опасностей и возможностей;
анализ задач и поблеем;
стратегия маркетинга;
программа действий;
бюджет;
порядок контроля.
Стратегия маркетинга – рациональное построение, руководствуясь которым организаторская единица рассчитывает решить свои маркетинговые задачи.
Предприятие на основе изменений темпа продажи и прибыли определяет, на какой стадии жизненного цикла (внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад) находится в настоящее время его продукция и сообщает об этом в бизнес-плане.
Производственный план.
В этом разделе должны быть описаны все производственные или другие рабочие процессы, имеющие место на данной фирме. Здесь же должны рассматриваться вопросы, связанные с помещениями, которые заняты под производство, их расположением, оборудованием, персоналом. Кроме того, в этом параграфе должно быть уделено внимание планируемому привлечению субподрядчиков.
Должно быть объяснено, как организована система выпуска продукции и как осуществляется контроль над производственными процессами.
Также должно уделяться внимание вопросам расположения производственных площадей и размещение оборудования.
Наконец, в этом разделе должны найти отражение вопросы, связанные со сроками поставок, числом основных поставщиков, а также с тем, на сколько быстро может быть увеличен или сокращен выпуск продукции.
Главная задача раздела "План производства" – доказать инвесторам и своим потенциальным партнерам, что предприятие в результате осуществления выбранного проекта будет реально производить запланированное количество продукции в запланированные сроки и с высоким качеством.