Теоретические основы бизнес-планирования
- оборачиваемость капитала;
- прибыльность.
Цель раздела "Рыночные исследования и анализ сбыта" – предоставить инвестору достаточные фактические материалы, чтобы убедить его в конкурентоспособности рассматриваемого проекта, а также помочь предпринимателю определить, кто будет покупать его товар и где его ниша на рынке. Этот раздел является самым трудным и важным, так как он построен на рыночных оценках, которые оказывают непосредственное влияние на финансовый и производственный планы компании. В данном разделе необходимо осветить следующие вопросы:
типы рынков, на которых действует фирма;
основные сегменты рынков по каждому виду товаров и услуг;
факторы, влияющие на спрос на каждом из сегментов рынка;
перспективы изменения потребностей покупателей и возможная реакция компании на эти изменения;
реальное состояние и прогнозы развития емкости используемых сегментов рынка на ближайшее время на более отдаленную перспективу;
реакция рынка на новые товары.
Типичный процесс исследования рынка включает четыре этапа:
определение необходимой информации для анализа;
поиск и сбор данных;
анализ данных;
план мероприятий, позволяющих использовать эти данные.
В бизнес-плане следует проводить анализ ценообразования продукции, используя при этом планируемый объем продаж таким образом, чтобы можно было определить доход от продаж. Данный анализ должен учитывать различные альтернативные варианты.
В новых проектах предприятия установление цены на продукцию производится таким образом, чтобы она не привлекала к этому бизнесу новых участников.
Описание цикла покупок продукции потенциальными потребителями включает в себя информацию об интервале между покупками, а также о периодах максимального и минимального объемов продаж.
Описание рынка. Разрабатывая прогноз потребления, необходимо определить, который из клиентурных рынков будет заинтересован в товаре. Таких рынков может быть пять:
потребительский рынок – отдельные лица и хозяйства, которые могут приобретать товары и услуги для личного использования;
рынок изготовителей – предприятия, покупающие товары и услуги для использования в процессе производства;
рынок посредников – предприятия, покупающие товары и услуги с целью их перепродажи;
рынок государственных учреждений-организаций, покупающих товары и услуги с целью их использования в сфере коммунальных услуг;
международный рынок – зарубежные покупатели, включая зарубежных потребителей, изготовителей, посредников и государственные учреждения.
Необходимо провести сегментирование рынка.
Тенденции рынка. Необходимо описать сегодняшнее состояние рынка в таких сферах, как рыночный спрос, включая платежеспособность и поведение основных групп клиентов; рыночные поставки необходимых товаров, включая самые типичные каналы распространения; основные типы товаров, политику цен и платежей.
Следует определить любые политические, экономические, технологические и социальные тенденции, которые могут существенно повлиять на состояние рынка в ближайшие два-три года, а также спрогнозировать результат влияния этих тенденций.
В этом разделе следует произвести следует произвести анализ конкурентов компании: определить основные типы конкурентов, для каждого типа назвать конкретных конкурентов, дать их краткую характеристику, выявить основные сильные и слабые стороны.
В некоторых бизнес-планах в отдельных разделах выделяется оценка конкуренции на рынках сбыта. Этот раздел посвящен анализу рыночной коньюктуры, характеристике конкурентов, их стратегии и тактике.
План маркетинга.
Современный маркетинг – это система организации деятельности фирмы по разработке, производству и сбыту товаров и предоставлению услуг на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой прибыли.
Для решения сложного комплекса задач создания товара и его движения к потребителю маркетинг должен выполнять следующие функции: аналитическую, производственную и сбытовую.
Аналитическая функция включает в себя изучение потребителей, конкурентов, товаров, цен, товародвижения и продаж, системы стимулирования сбыта и рекламы, внутренней среды предприятия. В рамках производственной функции находятся организация производства новых товаров, разработка более совершенных технологий; обеспечение материально-технического снабжения; управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции. В сбытовую функцию входят: организация системы товародвижения; организация сервиса; проведение целенаправленной товарной политики; проведение ценовой политики.