Управление распределением и продвижением товара
Канал распределения характеризуется по числу составляющих участников, то есть по его уровню. Число уровней канала определяет его длину.
Канал нулевого уровня, или прямого маркетинга, состоит из производителя, который самостоятельно реализует произведенные товары конечным потребителям. Прямой канал в системе управления товародвижением простейший, но не всегда самый дешевый. При наличии разнообразного ассортимента, большого числа целевых рынков, географической разбросанности потребителей экономически целесообразно использовать более сложные каналы распределения с большим количеством участников.
Одноуровневый канал включает одного посредника, двухуровневый – уже два промежуточных звена и т. д. Например, в каналах распределения продуктов питания насчитывается до пяти уровней. Так, в мясоперерабатывающей промышленности между компаниями производителей и крупными посредниками вклиниваются еще средние, мелкие оптовые звенья, а также представители розничной торговли, вплоть до отдельных агентов. В отличие от рынка потребительских товаров рынок промышленных товаров часто вынужден прибегать к специфическим услугам эксклюзивных дистрибьюторов, официальных дилеров, что наглядно изображено на рисунке 6.
Рисунок 6 – Варианты построения каналов распределения
на рынке потребительских товаров и промышленных товаров
Система управления распределением нуждается в постоянной оценке ее эффективности. Любой выбранный канал распределения не может успешно функционировать долгие годы. Поэтому каждая компания должна принимать управленческие решения о необходимости модификации канала при снижении его эффективности. Алгоритм процесса модификации приведен на рисунке 7.
Рисунок 7 – Алгоритм процесса модификации канала распределения
Большое внимание должно быть уделено качеству обслуживания, которое влияет на объемы продаж. Для успешного функционирования канала распределения важно наличие эффективной обратной связи, без которой в рыночных условиях невозможно работать. Это особенно актуально при опосредованном канале распределения.
Система показателей оценки эффективности канала распределения представлена на рисунке 8.
Рисунок 8 – Показатели эффективности канала распределения
Итак, для установления конкурентных преимуществ в первую очередь необходимо создать систему дистрибьюции с надежными каналами распределения на достаточно длительный период. Главными действующими лицами данной системы являются маркетологи, от профессионализма которых зависит рыночная устойчивость компании в условиях рыночной среды.