Управление распределением и продвижением товара
Управление распределением товара
Логика маркетинга базируется на том, что, пока не определены потребители, не стоит и приступать к бизнесу, главная цель которого – продать.
Производитель, приступая к управлению сбытом своих товаров, выбирает оптимальный путь товародвижения. Маркетинговые решения о каналах распределения являются одними из самых важных проблем, с которыми сталкивается управленческий персонал. Эти решения определяют, как потребители получат доступ к продукции и является ли принятая система распределения эффективной с точки зрения затрат и полученных результатов.
Когда компании уделяют мало внимания системе распределения своих товаров, это приводит к большим потерям.
Менеджеры зачастую считают, что функциями канала распределения являются лишь транспортировка, хранение и доставка грузов. При этом не учитывают, что система распределения – это мощное оружие в конкурентной борьбе.
Дистрибьюция (от англ. distribution) – распределение. Это понятие достаточно объемное и включает в себя обоснование каналов товародвижения с позиции участия торговых посредников и суммарных затрат на их организацию.
Дистрибьюция – это совокупность организаций и лиц в области продвижения товара от сферы производства до сферы потребителя.
Целевая функция дистрибьюции – использование логистических форм и методов эффективной доставки изделия или услуги в рамках заключенного договора, заказа. Иными словами, дистрибьюторы принимают товар у производителя как эстафету, на них ложится ответственность по удовлетворению покупательского спроса. Несвоевременная доставка, высокие издержки обращения могут свести на нет все маркетинговые усилия компании – производителя.
Выбор канала распределения является сложным управленческим решением, поскольку выбранный канал непосредственно влияет на результативность других стратегий рыночного участия.
Канал распределения – это совокупность организаций и отдельных лиц, которые организуют доставку продукции от изготовителя к потребителю.
Выбор канала распределения осуществляется на основе оценки экономических критериев сравнения объемов реализации с затратами на создание, управление материальным потоком, функционирование канала.
Обоснование пути, по которому будет доставлен груз, осуществляется с учетом таких факторов, как:
- специфика рыночной среды, целевого сегмента, уровня спроса и конкурентоспособности продукции;
- состояние сбытовой сети, ее ресурсного потенциала;
- количество и типы посредников;
- принципы работы сети магазинов и параметров качественного обслуживания;
- суммарные затраты на управление и организацию движения;
- контроль со стороны фирмы – производителя над доведением продукции до конечного потребителя.
Реализация продукции в большинстве случаев осуществляется через цепочку посредников, каждый из которых формирует соответствующий канал распределения. Посредники благодаря своим контактам, опыту, специализации позволяют обеспечить широкую доступность товара, доведение его до целевых рынков.
При разработке решений по управлению каналами распределения менеджеры используют совокупность критериев, к которым относятся:
Характеристика потребителей – количество, концентрация, цена, ассортимент, потребность в помощи при покупке, потребность в кредите.
Характеристика предприятия: цели, объем продаж, величина ресурсов, гибкость, уровень, сервисного обслуживания, опыт работы на рынке.
Характеристика товара или услуги.
Уровень конкуренции в отрасли.
Характеристика существующих каналов движения.
Каналы распределения бывают трех видов: прямые, косвенные и смешанные.
Прямые каналы связаны с перемещением товаров, услуг напрямую, без участия посредников, то есть в форме прямого маркетинга. Эти каналы характерны для компаний малого бизнеса, не имеющих финансовых средств для использования посредников, а также для рынков промышленных товаров при реализации наукоемкой продукции, автомобилей и т. п. В условиях прямого маркетинга производитель вынужден самостоятельно принимать решения по управлению системой распределения в части доставки грузов, оказания специфических консультаций по эксплуатации, осуществления монтажа, наладки и выполнения гарантий.
Косвенные каналы включают услуги розничных посредников в целях увеличения конкурентоспособности продукции, корпоративного влияния в целевых сегментах сбыта, повышения объемов реализации и качественного обслуживания.
Смешанные каналы объединяют черты первых двух каналов. Они характерны для предприятий машиностроения, которые успешно осуществляют управление распределением как через собственную сбытовую сеть по прямым контактам, так и через систему эксклюзивных дистрибьюторов.