Факторы, влияющие на объем розничного товарооборота и увеличение объемов продажи товаров
Рассмотрим влияние отдельных факторов внешней среды на объем
розничного товарооборота (например, связанных с покупательными фондами населения и процентом их охвата розничным товарооборотом), используя метод цепных подстановок:
Т = Ч х ПФср х ОХВ/ 100 = Ч х (ПФср/ Ч) (Т/ ПФср) х 100 , (33)
где, Ч – численность обслуживаемого населения, чел.;
ПФср – покупательные фонды населения (в среднем на одного человека), руб.;
ОХВ – процент охвата товарооборотом покупательных фондов, %;
Т – товарооборот, руб.
Влияние на товарооборот изменения численности обслуживаемого населения рассчитывается по формуле:
Тч = Ч1 х ПФсро х ОХВо / 100 – Ч0 х ПФсро х ОХВо /100 , (34)
где, 1 – показатели отчетного года;
0 – показатели базисного года.
Влияние покупательных фондов населения, приходящихся на одного человека, определяется следующим образом:
Тпф = Ч1 х ПФср1 х ОХВ0 / 100 – Ч1 х ПФсро х ОХВ0 / 100, (35)
Влияние процента охвата покупательных фондов розничным товарооборотом рассчитывается по формуле:
Тохв = Ч1 х ПФср1 х ОХВ1 / 100 – Ч1 х ПФср1 х ОХВо / 100 (36)
К факторам внутренней среды относятся все составляющие деятельности предприятия:
производство и технология;
исследования и разработки;
финансы, персонал и управление;
маркетинг.
Факторы внутренней среды торговых предприятий отражают:
эффективность использования экономического потенциала;
оборачиваемость товарных запасов;
развитие прогрессивных методов продажи товаров и т.п.
Влияние на товарооборот интенсивного (качественного) фактора
(производительности труда) и экстенсивного (количественного) фактора (численности работников торговли) рассчитывается по следующим формулам:
Тп.т = (ПТ1 – ПТ0) х Ч1 , (37)
Тч = (Ч1 – Ч0) х ПТо
где, Тп.т, Тч – изменение товарооборота соответственно за счет производительности и численности; ПТ1,
ПТ0 – производительность труда соответственно отчетного и базисного года;Ч1,Ч0 – численность работников соответственно отчетного и базисного года.
Таким образом, к факторам внешней среды предприятия, которые влияют на объем розничного товарооборота и увеличение объемов продажи товаров относятся: государственно-административные, социально-демографические, культурные, экономические, международные, природно-экологические и научно-технические, а к факторам внутренней среды относятся все составляющие деятельности предприятия: производство и технология, исследования и разработки, финансы, персонал и управление, маркетинг.