Факторы, влияющие на объем розничного товарооборота и увеличение объемов продажи товаров
Существуют факторы внешней и внутренней среды, которые влияют на объем розничного товарооборота и увеличение объемов продажи товаров.
К внешней среде относятся: "факторы", "силы", которые не поддаются контролю со стороны предприятия, и оно вынуждено к ним подстраиваться, приспосабливаться.
Группа факторов внешней среды:
государственно-административные;
социально-демографические и культурные;
экономические;
международные;
природно-экологические;
научно-технические.
Внешнее окружение (среду), как можно судить по влияющим на него
факторам, также можно разделить на уровни. Здесь выделяют мезосреду, или среду непосредственного окружения предприятия (поставщики, потребители, посредники, кредитно-финансовые учреждения и т.д.), макросреду (косвенное окружение организации) и мегасреду, которая отражает глобальные, мировые процессы и тенденции.
К основным группам факторов внешней среды относятся:
1. Государственно-административная и политическая среда:
основные программные направления политики, расклад сил на политической арене страны и регионов;
перечень законов: финансовые, административные законодательные акты; международное законодательство; таможенное законодательство; законодательство о промышленности, строительстве, торговле, труде, земле и пр.;
законы, положения, нормы государства, регионов и их толкование в реальной жизни;
перекрестное влияние законодательных актов;
тенденции в законотворчестве: ужесточение, демократизация и т.д.;
неразработанность или отсутствие законов по отдельным направлениям деятельности предприятия на рынке;
государственные стандарты на рынке товаров и услуг;
регулирование рынка по различным аспектам.
2. Социально-демографическая и культурная среда:
количество, половозрастной состав населения;
состав населения по видам деятельности;
продолжительность жизни, коэффициенты рождаемости и смертности;
образ жизни, в том числе: оседлый или мигрирующий; городской или сельский, самообеспечивающий или потребляющий; изолированный или объединенный; физический, активный или сидячий;
исторические корни, традиции, нравы, обычаи, религия;
уровень грамотности и образования;
уровень (качество) жизни;
обеспеченность жильем, удобствами;
обеспеченность товарами длительного пользования;
информационная обеспеченность: газеты, журналы, радио, телевидение.
3. Экономическая среда:
объем ВНП за последние 5 лет, в том числе: на душу населения; по регионам; по периодам;
производство продукции по отраслям, в т.ч. в постоянных ценах;
розничный и оптовый оборот.
4. Международная среда:
объем деятельности, связанный с поставками (закупками) за рубежом;
оценка экономической стабильности в странах – контрагентах;
влияние интеграционных процессов на положение на рынке;
последствия развития единого европейского рынка;
глобализация товарных рынков;
влияние глобальных циклов и трендов.
5. Природная и экологическая среда:
природно-климатические изменения;
состояние экологии страны, регионов;
основные законодательные акты государства регулирующие экологию сегодня и в будущем;
степень влияния экологических движений и партий на состояние среды.
6. Научно-техническая среда:
влияние НТП на разработку новых технологий, товаров и услуг, жизненный цикл товаров;
НТП и экономические показатели деятельности предприятия (издержки, прибыль, цена и т.д.);
НТП и формирование новых потребностей.