Анализ отрасли и конкуренции
Отрасль торговли, в которой работает "Боди-Мастер" специализируется на продаже товаров для красоты и здоровья. Рассматриваемые товары не являются товарами "первой необходимости", следственно уровень спроса на них может значительно колебаться под влиянием различных факторов (экономический кризис, реклама и др.).
За последние 10 лет ёмкость рынка значительно изменилась (таблица 11).
Таблица 11 - Ёмкость рынка товаров для красоты и здоровья
Отчётный год |
Ёмкость рынка, тыс. руб. |
2000 |
9 500 |
2007 |
20 560 |
2008 |
22 214 |
2009 |
19 850 |
Данные, представленные в таблице 11, демонстрируют устойчивый рост ёмкости рынка в период с 2000 по 2008 г. Этому способствовали следующие основные факторы: рост платёжеспособности населения, улучшение экономической ситуации в России по основным показателям, рост спроса на товары, улучшающие качество жизни (в том числе товары для красоты и здоровья). Снижение спроса на товары в 2009 году обусловлено началом экономического кризиса, одним из проявлений которого стало снижение платёжеспособного спроса.
В связи с тем, что в ассортименте "Боди-Мастер" представлен большой выбор товаров различного назначения, деятельность компании можно отнести к различным областям розничной торговли товарами и услугами. Таким образом, конкурентами компании в разной степени являются следующие группы организаций:
Интернет - и телемагазины ("Алтай Маркет" (http://www.altaimarket.ru/), Телемагазин Top Shop (http://www.top-shop.ru/) и др.);
Магазины спорт-товаров (Спорт-Мастер);
Салоны красоты, оздоровительные центры.
Более подробная характеристика конкурентов в сравнении с розничной сетью "Боди-Мастер" по основным характеристикам представлена в таблице 12.
Таблица 12 - Конкурентные преимущества участников рынка
Участники рынка |
Преимущества |
Недостатки |
Степень лидерства |
Интернет - и телемагазины |
Максимально широкий ассортимент продукции Низкие затраты на обслуживание покупателей (отсутствие оплачиваемых продавцов, арендной платы за содержание торговой точки) Возможность обслуживания клиентов на обширной территории при минимальных затратах |
Сложность процесса совершения покупки (доставка товара может занять много времени и повлечь дополнительные расходы) Отсутствие личного контакта с клиентом, следовательно невозможность повлиять на решение потенциального покупателя. Невозможность наглядно представить товар клиенту, предложить его опробовать. Дополнительные затруднения, возникающие при необходимости ремонта или возврата товара. |
Занимает среднюю позицию |
Магазины спорт-товаров |
Широкий ассортимент товаров определённой группы (например, широкий ассортимент тренажёров); Возможность наглядно представить товар покупателю; |
В ассортименте магазинов спорт-товаров представлена только одна из групп товаров, рынок реализации которых мы рассматриваем |
Стремится к лидерству |
Салоны красоты, оздоровительные центры (клиентам предлагается оказание услуг с использованием товаров рассматриваемой категории) |
Стоимость оказания услуг ниже стоимости товара; Снижает ответственность при покупке, т.к пользование носит краткосрочный характер; |
Малое количество услуг (товаров) соответствующих категорий |
Незначительная доля рынка |
Розничная сеть "Боди-Мастер" |
Достаточно широкий ассортимент товаров, удобство совершения покупок (отделы расположены в наиболее посещаемых торговых центрах); средний уровень цен; сервисное обслуживание, гарантия) |
Низкая квалификация персонала; Отсутствие склада и как следствие: трудности при продаже крупных партий товара. |
Стремится к лидерству |