Специфика сбытовой деятельности в розничной торговле в современных условиях
Глубина ассортимента - общее количество товарных позиций внутри каждой товарной категории в ассортименте. Чем глубже представлена категория, тем точнее удовлетворены потребности покупателя, тем больший выбор ему предоставлен.
Таблица 4 - Роли товарных категорий
Роль |
Описание роли с точки зрения | |
продавца |
покупателя | |
Уникальная (signature) 1-3% от количества категорий |
Определяет позиционирование магазина, его имидж, обеспечивает удовлетворенность потребителей, создает долгосрочные конкурентные преимущества. Категория может быть неприбыльной. |
Определяет приоритетность выбора этого магазина благодаря ожидаемым видам и качеству товаров. Помогает усилить эмоциональную вовлеченность в решение о покупке. |
Приоритетная (priority) До 20% |
Обеспечивает высокую выручку, соответствует балансу цена/качество, предназначена для получения прибыли. Внутри категории большой ассортимент. |
Потребитель предпочитает покупать категорию в этом магазине, но готов переключиться на другие торговые точки, если будет нарушено соответствие цена/качество или не будет нужного брэнда или вида упаковки (вес, размер, добавки и т.п.) |
Базовая (basic) 50% |
Составляет большинство потребительских корзин; высокая оборачиваемость; приносит прибыль, но не обязательно большую. |
Категория регулярно покупается большинством потребителей; ожидаются конкурентоспособные цены и наличие нужного брэнда или вида упаковки (вес, размер, добавки и т.п.) |
Периодическая (seasonal) До 20% |
1. категория имеется у большинства конкурентов. Пик продаж - во время сезона. 2. категория покупаемая большинством покупателей не часто, но периодически (1 раз в 1-3 мес) Прибыль и выручка носит эпизодический характер. |
В отношении категории потребитель ожидает наличие отдельных позиций ассортимента даже вне сезона. В сезон ожидается лучшая цена и весь ассортимент. |
Удобная (convenience) 5-10% |
Наличие категории поддерживает посещаемость магазина. Как правило, имеет низкую оборачиваемость и прибыль. |
Для потребителя создает образ магазина, "можно купить все за раз"; низкие ожидания в отношении ассортимента (достаточно наличие 1-2 единиц/брэндов). |
Установление цен на товары, работы, услуги. При установлении цены необходимо учитывать: цену покрывающую затраты, анализ цен и предложений конкурентов, ожидания потребителей, позиционирование продукта и многое другое. Цена покрывающая затраты является исходной точкой для формирования стоимости на товары и услуги. При определении цены важно сравнить товар с товаром конкурентов. Информация о ценах конкурентов и о товарах, предлагаемых за эту цену, поможет выбрать подходящий диапазон цен для рассматриваемого товара или услуги. Правильное ценовое позиционирование продукта является важным этапом в управлении сбытом на предприятии.
Заключение договоров поставки (продаж). Формальный этап, который закрепляет процесс продажи, придает ему юридическую силу.
Создание сбытовых запасов и их подготовка к реализации. Подразумевается производство и подготовка к реализации продукции.
Стимулирование сбыта. Реклама, скидки, акции, бонусы, подарки, дисконтные программы и т.д.