Рекламный рынок Азербайджана. основные тенденции развития современной рекламы
В основном на создание рекламы расходуется лишь 20-30% рекламного бюджета, а оставшаяся большая часть расходуется на ее распространение.
На фоне уменьшающихся расходов на распространение рекламы, во время кризиса, доходы от него, а также от прочих услуг в рекламной деятельности значительно уменьшились – 1 905 600 и 446 500 манат соответственно на 2009 год.
Многие международные и транснациональные компании а также их дистрибьюторы уменьшили свой рекламный бюджет на 15-20%, а более мелкие отечественные компании в последние годы размещают свою рекламу в более дешевом, но в достаточно эффективном интернете. Данная ситуация на рынке поставило в трудное положение рекламные агентства, у которых уменьшилась работа. А если нет работы и прибыли не будет. Единственным выходом из данного положения может быть снижение цен. В Союзе Рекламистов сообщается что, из-за высоких цен на наружную рекламу в стране, многие компании отказываются давать сюда рекламу. По этой причине отмечается что в Совете Тарифов ( Tarif Şurası) необходимо уменьшить цены в данной сфере на время кризиса.
Снижения наблюдаются также в рекламе бытовой технике, в сфере в которой раньше рекламе уделялось большое внимание. Тут уменьшения колеблятся в пределах 40-50%. Но следует также отметить что, реклама бытовой техники начиная с 2010 года, постепенно набирает свои силы и стремится вернуть себе былое лидерство на рынке. В развитии рекламы в данной отрасли велика работа таких компаний как Baku Electronics, Bakond, Soliton и т.д.
Что касается расходов на рекламную деятельность, то надо отметить, что начиная с 2007-го года, рекламная деятельность, занимала достаточно высокий удельный вес в смете расходов наших предприятий в данной сфере и увеличиваясь из года в год, на фоне уменьшающегося влияния кризиса, составив в 2008-ом году 16 019 100 манат, когда больше всего рекламировались квартиры, банковские услуги и товары больше всего итересующие домохозяек. 2009-ом, же году, расходы на рекламу составили 96% общих расходов предприятий – 17 030 400 манат, в данный период более активными оказались реклама компьютерной и бытовой техники, последняя продолжает рекламную активность и по настоящее время.
А в рекламе некоторых товаров, в отличии от банков, строительства и автомобильного бизнеса, напротив наблюдается рост, к таким товаром относятся, в основном продукты питания, а точнее молоко и молочные продукты, где можно отметить отечественных производителей (PalSud и Sevimli Dad) и продукты повседневного использования, где выделяется рекламная активность Procter & Gamble. В этих отраслях наблюдается рост в пределах 10-11%.
По словам председателя Совета Рекламистов Азербайджана, Гаджиами Атакишиева, подобный рост наблюдался также и в рекламе одежды и продуктов детского питания, однако реклама в данных отраслях сравнительно слабее чем в вышеуказанных сферах и ниже по уровню.
Рекорд в общей стоимости заключенных договоров принадлежит 2008-му году. А в количестве заключенных договоров по выполнению рекламных услуг рекордсменом является 2006-ой год, - 3162 договоров.
Из выше сказанных можно сделать такой вывод что 2006 – являлся пиком азербайджанской рекламы, и не только рекламы, но многих других отраслей экономики т.к. общая прибыль наших предприятий также достиг своего пика в 2006-ом году, - 9 680 300 манат.
Если считать 2006-ой год золотым годом отечественной рекламы, то 2008-ой мы обязаны назвать серебренным, именно в 2008-ом году общая прибыль конкретно от рекламной деятельности равнялся 3 298 900 манат, что является самым высоким показателем в данном контексте.
На сегодняшний день на рынке Азербайджане практически нет квалифицированных кадров, достаточно хорошо знающих рекламное дело. Одни создают для себя нечто вроде мастерской в домашних условиях, другие в различных гаражах.