Рекламный рынок Азербайджана. основные тенденции развития современной рекламы
Необходимо создать такое положение, чтобы чиновник делал свою работу, а предприниматель на рынке свою. Чиновникам необходимо разрабатывать надлежащие законы для деятельности на рынке, а предпринимателям важно руководствоваться этими законами для деятельности и развития на рынке. В таких условиях, на Азербайджан, который является небольшой страной, не будет оказывать влияние некий кризис. Но есть на рынке монополия, то будет и инфляция, и кризис. Рынок необходимо разделить, разграничить. В одной стороне должны быть рекламодатели (рыночные субъекты, компании), в другой – рекламные агенты, которые на основе заказа составляют рекламу, и передают так называемому производителю (телевидение, уличная реклама и пр.) структуре, занимающейся размещением рекламы.
Хотя первый удар кризиса принимает на себя реклама, в Азербайджане это не наблюдалось, по крайней мере этому свидетельствуют данные об общем доходе от рекламной деятельности наших предприятий. К 2009-му году он, составил 19 724 800 манат в то время как в 2001-ом году данный показатель был почти в 19 раз меньше. Если в 2006-ом году, наблюдался некий спад, то начиная с 2007-го года доходы только росли.
Доходы от планирования, создания и размещения же рекламы менялись относительно общего дохода от рекламной деятельности.
Тем не менее, для исправления ситуации на рынке, в частности, в плане уличной рекламы необходимо полномочия по размещению уличной рекламы передать столичным муниципалитетам, забрав их у Управления рекламы и информации Бакинской городской мэрии. В Баку действуют 49 муниципалитетов, и единственная структура, которая может размещать уличную рекламу, а именно управление при мэрии, при таком положении естественно может быть сформирована монополия. Такое монопольное положение во вред общему развитию страны.
Хотя доходы от продажи и аренды рекламного времени и места с 2005-го года стремительно росли, но это не показатель развития рынка рекламы в пользу рекламного предпринимательства, если учесть что наружную рекламу и рекламу на транспорте и пр. законодательно контролируют органы исполнительной власти. Что касается рекламного времени, то это относится в первую очередь рекламе в ТВ, а во вторую рекламе на радио, в долю первого относится львиная доля рекламного рынка страны поэтому их доходы в этой сфере были также не малы.
Сейчас необходимо развивать рынок рекламы, сформировать конкурентную среду. Порой различные предприниматели различными «скрытыми» путями ввозят на рынок Азербайджана продукцию, и потребители не знают - покупать ее или нет. До сих пор пока в Азербайджане нет конкуренции, нынешняя ситуация будет продолжаться.
Считаю, что больше рекламы должно быть именно в газетах. В то время как, в газетах по сути рекламы нет, они разделились на оппозиционные и проправительственные газеты. Если в стране будет сформирована нормальная среда, то вероятно придется создать новые печатные издания.
Сегодня ни в одной стране мира, нет такой практики, чтобы рекламная отрасль была сконцентрирована в руках одной структуры, что, по сути, означает монопольное положение. С другой стороны, в Азербайджане фактически отсутствует так называемый «средний бизнес», точнее «среднее предпринимательство», которые и составляет основу рекламного бизнеса. Мы же не можем в масштабах мировой экономики рекламировать нефть, как продукт. Необходимо развивать производство, предпринимательство для увеличения количества рабочих мест.
Несмотря на все вышеуказанные показатели нельзя полагать что кризис не повлиял на отечественный рынок рекламы. Многие азербайджанские компании в последние годы стараясь сэкономить свои расходы, вдвойне уменьшили свои расходу на рекламу, чтобы устоять кризису. К тому же снижение расходов более всего просачивается в отраслях более подверженных влиянию кризиса, таких как банки, строительство, продажа автомобилей.