Структура сервисной логистики предприятия

Как было отмечено, на ОАО "КрЭМЗ" отсутствует специализированное подразделение, занимающееся вопросами логистики, в том числе и сервисной.

В тоже время роль логистики как одного из важнейших инструментов конкурентоспособности предприятия нельзя недооценить. Сервис был и остается одной из наиболее отсталых сфер производственно-сбытовой деятельности ОАО "КрЭМЗ". Нужно заметить, что эта проблема характерна более чем для половины отечественных промышленных предприятий - производителей продукции производственно-технического назначения как на внутреннем, так и на внешнем рынках сбыта. Вследствие устойчивости менталитета, сложившегося у производителей в условиях дефицита рынка, в силу которого они не интересовались судьбой своей продукции после того, как та покидала территорию завода, организация сервиса представляет собой сложную задачу.

Низкая степень внимания к сервису на ОАО "КрЭМЗ" можно объяснить следующими причинами. С одной стороны, многие клиенты завода - потребители продукции, долгие годы находившиеся в кризисе и поставленные перед необходимостью выживания, были вынуждены отказаться от услуг производителей, выполняя их собственными силами. С другой стороны, ОАО "КрЭМЗ" находясь восемь-десять лет назад в тяжелом финансовом положении, отодвигал вопросы сервисной политики на второй план.

Важнейшей функцией сервиса ОАО "КрЭМЗ", воплотившей в себе его товарную сущность, является создание системы обеспечения, позволяющей потребителю выбрать для себя оптимальный вариант приобретения и потребления продукции, экономически выгодно эксплуатировать его в течение разумно обусловленного срока, диктуемого интересами потребителя.

На рисунке 2.5 представлена структура сервисных услуг, реализуемых в настоящее время предприятием.

Рисунок 2.5 - Структура сервисных услуг предприятия в 2005-2007 гг., проценты

Нужно отметить, что в общем объеме сервисных услуг, 60% приходится на доставку продукции. Это говорит о практическом отсутствии системы сервисной логистики на описываемом предприятии.

Обращает на себя внимание низкий показатель (2%) обеспечения потребителей запасными частями. Это говорит об отсутствии сервисного сопровождения реализуемой предприятием продукции. Пуско-наладка оборудования, составляющая порядка 8% всего объема услуг ОАО "КрЭМЗ" также является ключевым показателем качества логистического сервиса любого промышленного предприятия. Необходимо отметить, что на долю статей "Пуско-наладка" и "Обеспечение запасными частями" у западных компаний приходится в совокупности до 40-50% всего объема всех сервисных услуг.

В таблице 2.2 дана сравнительная характеристика структуры сервисной логистики ОАО "КрЭМЗ" и одного из конкурентов – итальянской компании "Supperrior", более 10 лет работающей на рынке трубогибного оборудования в России.

Таблица 2.2 – Сравнительная характеристика сервисных услуг

Виды сервисных услуг

Доля в общем объеме сервисных услуг, проценты

ОАО "КрЭМЗ"

"Supperrior"

Доставка продукции

60

5

Гарантийное обслуживание

25

-

Пуско-наладка

8

10

Обеспечение запасными частями

2

20

Обучение персонала

-

10

Техническое обслуживание в период гарантии

-

15

Консультирование

-

8

Ремонт по истечение срока гарантии

5

-

Модернизация по окончании срока службы

Менее 1

32

Всего

100

100

Стоимость сервисных услуг за срок службы трубогибного комплекса

До 20% от стоимости оборудования

До 100 % от стоимости оборудования

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6