Экономическая природа сервисной логистики
- сервис продукции сбытового назначения;
- сервис продукции производственно-технического назначения.
2 Цель предложения услуг:
- услуги для привлечения новых потребителей;
- услуги для сохранения существующих потребителей.
3 Метод селекции обслуживаемого физического продукта:
- эксклюзивный сервис;
- избирательный сервис;
- селективный сервис;
- массовый сервис.
4 Стадия жизни физического продукта:
- разработка;
- производство;
- продажа;
- потребление;
- утилизация/ликвидация
5 Обязательность услуг:
- стандартный набор услуг;
- дополнительные услуги.
6 Временной фактор:
- гарантийный сервис;
- послегарантийный сервис.
7 Характер воздействия на функции физического продукта:
- сервис, приспосабливающий физический продукт к окружающим условиям;
- сервис, поддерживающий функции физического продукта;
- сервис, восстанавливающий функции физического продукта;
- сервис, расширяющий функции физического продукта.
8 Тип потока в системе сервисного сопровождения:
- информационный сервис;
- сбытовой (продвигающий) сервис;
- технический сервис.
Несколько не умаляя их вклад в развитие теории сервиса, вместе с тем следует признать, что ограниченность этой классификации состоит в ориентации сервиса только на физический продукт, при этом без внимания осталась достаточно емкая группа услуг ориентированных непосредственно на потребителя.
Под сервисом вообще мы предлагаем понимать совокупность услуг имеющих единую производственную, институциональную или социальную природу, оказываемых потребителям в целях наиболее полного удовлетворения их потребностей. Логистический сервис рассматривается нами как частный случай сервиса вообще.
Логистический сервис может пониматься двояко. Во-первых, как логистическая услуга, выполненная на определенном качественном уровне. Во-вторых, логистический сервис можно понимать как комплекс взаимосвязанных логистических услуг объединенных общностью целей и представляющих продуктовую, потребительскую, рыночную или иную целостность. Логистический сервис есть совокупность интегрированных по продукту, рынку, технологии или потребителю логистических услуг. В отличие от первого подхода, когда сервис связывают с определенным качеством услуг, здесь особое значение имеет не только качество и количество услуг, но и связь услуг между собой, а также связь между услугами и объектом обслуживания.
В нашем представлении логистический сервис связан с управлением экономическими потоками и процессами в экономических системах и направлен на рост добавленной стоимости за счет наиболее эффективного взаимодействия логистических звеньев и оптимизации потоков.
Система логистического сервиса включает цели, объекты, субъекты, продукты, средства, методы, процессы и сферу логистического обслуживания (таблица 1.1.)
Цели логистического сервиса формируются управляющей подсистемой и диктуются природой социально-экономической системы. Учитывая различный уровень развития, миссию и характер природы социально-экономической системы цели могут иметь самое различное назначение, в частности рост продаж, рост прибыли и рентабельности бизнес-процессов, формирование рынка и рост рыночной доли или, например, социальное партнерство.