Экономические показатели, характеризующие важность рекламной деятельности
В современных условиях хозяйственной деятельности происходит усиление роли рекламы. Об этом свидетельствуют следующие данные расходов на рекламу рекламного рынка в России (табл.1.4.) [18, с.21] и рис.1.5.
Таблица 1.4.
Развитие рекламного рынка в России, 1991-1999 гг.
Год |
Общий объем рекламы, млн. долл. |
1991 |
- |
1992 |
50 |
1992 |
267 |
1994 |
714 |
1995 |
833 |
1996 |
1250 |
1997 |
1818 |
1998 |
1371 |
1999 |
1890 |
2000 |
2140 |
Рис.1.5. Развитие рекламного рынка в России
Расходы на рекламу – весомая часть бюджета зарубежных промышленных фирм. Они показывают тенденцию развития рекламной деятельности.
В США на рекламу в средствах массовой информации уходит примерно 5 % от суммарных расходов на производство и реализацию товаров. У производителей товаров массового потребления эта доля еще выше: лекарства – 20 %; духи, косметика – 13,8 %; кухонные принадлежности – 12,8 %; спиртные напитки – 11,9 % и так далее [30, с.332].
Согласно российского законодательства расходы на рекламу включают в себя следующие позиции [15, с.13-23]:
· на разработку, изготовление и распространение рекламных изделий;
· на разработку, изготовление и распространение эскизов, этикеток, образцов оригинальных и фирменных пакетов, упаковки, приобретение, изготовление и распространение рекламных сувениров, образцов;
· на рекламные мероприятия через средства массовой информации;
· на световую рекламу;
· изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей;
· хранение и экспедирование рекламных материалов;
· участие в выставках, ярмарках, оформление витрин;
· на уценку товаров, полностью или частично потерявших свое качество при экспонировании в витринах.
Расходы включаются в фактическую себестоимость продукции в полном объеме. Предельные размеры расходов на рекламу исчисляются по установленным ставкам от объема товарооборота, включая налог на добавленную стоимость. Учет расходов на рекламу помогает оценить результативность рекламной деятельности предприятия.
В табл. 1.5. приведены нормативы для исчисления предельных размеров расходов на рекламу [15, с.13-23].
Таблица 1.5.
Нормативы для исчисления предельных размеров расходов на рекламу
Объем выручки от продажи продукции (работ, услуг), включая НДС |
Предельные размеры расходов на рекламу, принимаемых при налогообложении прибыли | |
Действие с 1.04.2001 | ||
До 30 млн. руб. включительно |
7,5% от объема выручки | |
От 30 до 300 млн. руб. |
2,25 млн. руб.+3,75% от объема, свыше 30 млн. руб. | |
Свыше 300 млн. руб. |
12,375 тыс. руб. + 1,5% от суммы, свыше 300млн. руб. | |