Основные элементы системы ФОССТИС
Система ФОССТИС - это система взаимодействия производителя и потребителя с целью получения прибыли одним и удовлетворения потребностей другим.
Правила ФОССТИС: [1]
знать товар (его характеристики, свойства, качество, нормативные параметры), для того, чтобы уметь преподнести его потребителю;
знать потребителя (его свойства, потребности, возможности), для того, чтобы уметь его удовлетворить;
знать конкурентов (их наличие, количество, возможности), для того, чтобы уметь их обойти.
Цель производителя - прибыль. Цель потребителя - удовлетворение потребностей. ФОССТИС направлен на достижение и того, и другого.
Возможные ошибки при проведении компании ФОССТИС:
недостаточная информация;
устаревшая информация;
бездоказательные заявления о товаре, услуге, фирме;
нарушение законов о рекламе.
Знание ФОССТИС позволяет управлять потребительским поведением.
Система ФОССТИС - позволяет решить основную функцию маркетинга: функцию продвижения товара от производителя к потребителю и привлечение потребителя к товару, фирме.
Под продвижением товара на рынок понимать следует сочетание рекламы, персональной продажи, стимулирования сбыта, паблик рилейшнз.
Устанавливается при этом с кем работать и кто несет расходы, как оценивать эффективность, к созданию какого образа стремиться, выбираются средства массовой информации (газеты и т.д.), объем и формы рекламы.
Продвижение товара[2] это усилия способствующие сбыту.
Расшифровка названия данной функции системы ФОССТИС подтверждает мысль О. Генри, изложенную в рассказе "Короли и капуста": "Спрос создать нельзя, но можно создать условия, которые вызовут спрос"
На рынке покупатель приобретает не товар как таковой, а его функцию, т.е. средство удовлетворения тех или иных своих нужд.
Из вышесказанного следует, что для совершения покупки потребителю необходимо иметь сведения о функциональных или потребительских свойствах товара. Формирование спроса (ФОС) [3] - начальная деятельность в продвижении товара, несущая ознакомительную функцию с не информированными потребителями.
У службы ФОС направление коммуникационное, т.е. информирующее. Благодаря положительному коммуникационному воздействию покупатель легко припоминает название фирмы и товар (60-90% обследуемых), предпочитают данный товар другим (20-25%) и желают немедленно его приобрести (12-15% обследуемых). С помощью мероприятий ФОС (реклама, выставки, ярмарки и т.д.) в сознании потенциальных покупателей формируется "образ товара", играющий решающую роль в принятии решений о покупке. А поскольку покупка товара во многих случаях - это результат коллегиального обсуждения, то мероприятия ФОС должны воздействовать не только на лиц, имеющих право принимать решения о покупке, но и на тех, кто, так или иначе, влияет на это решение.
Методы ФОС разрабатываются так, чтобы представить доказательства высокого качества товара и других выгод для покупателя, сообщить о гарантиях защиты его интересов, если он будет неудовлетворён товаром.
Для достижения своих целей и выполнения задач ФОС использует следующие средства:
public Relations (РR) (создание положительного образа товара и фирмы);
реклама (информативная и товарная, принцип (модель) AIDA - привлечь внимание, удержать интерес, возбудить желание и побудить к совершению действия); "Реклама - это диалог между продавцом и потребителем, где продавец выражает свои намерения через рекламные средства, а потребитель - заинтересованностью в данном товаре. Если интерес не проявился, значит, диалог не состоялся, а цель рекламодателем не достигнута"[4]
личная (персональная) продажа.
Кроме того, ФОС использует специализированные мероприятия. Ими могут быть:
внедрение в сознание потенциальных клиентов информации о наличии нового товара (анонс);
рассказ о специальных свойствах товара, выгодно отличающих его от других товаров того же назначения;
рассказ-свидетельство о практическом использовании данного товара и получаемом социально-экономическом эффекте;
доказательство высокого качества на основе отзывов престижных потребителей этого товара;
предложение нетривиальных способов использования этого товара;
репортаж об испытаниях товара независимой фирмой-экспертом.
К числу мероприятий ФОС относятся:
подготовка и размещение рекламных посланий в прессе;
участие в выставках и ярмарках;
бесплатная передача образцов на временное пользование или на испытание;
публикация некоммерческих статей в отраслевой и общей прессе;
проведение пресс-конференций и т.д.