Комплексная оценка конкурентоспособности товара
Модель оценки конкурентоспособности рассматриваемого товара (в данном случае нитроаммофоса) включает в себя следующие этапы:
1. Структурирование, формирование в классификационный ряд основные параметры, по которым будет оцениваться конкурентоспособность исследуемого товара. Как правило их число ограничивается десятью.
2. Каждый параметр разбивается на уровни качества. Они могут быть бинарными («да – нет» или « 1 – 0»), трехфакторными («да – частично – нет» или «+1 0 –1), но лучше всего и привычней – «ученические» 5-ти бальные шкалы при шести уровнях от «0» (отсутствие признака) до «5» (признак отлично выражен).
3. Стоится матрица-таблица «Параметры * Уровни» (10 * 6 = 60 ячеек) и по ней оценивается исследуемый продукт.
4. Рассчитывается общий индекс качества К0 (как среднеарифметическое показателей качества), строится графическое отображение матрицы.
5. По итоговым показателям индекса качества К0 оценивается конкурентоспособность товара в соответствии с интервалами:
5,00 – 4,51: крайне высокая конкурентоспособность товара;
4,50 – 3,51: высокая конкурентоспособность товара;
3,50 – 2,51: средняя конкурентоспособность товара;
2,50 – 1,51: низкая конкурентоспособность товара;
1,50 – 0,00: отсутствие конкурентоспособности товара.
В качестве основных параметров оценки конкурентоспособности рассматриваемого товара выбраны следующие:
1. Содержание активного компонента.
2. Наличие примесей.
3. Степень дисперсности.
4. Гигроскопичность (способность поглощать влагу).
5. Срок складского хранения.
6. Время растворения почвенной влагой.
7. Цена.
8. Реклама.
9. Герметичность и качество упаковки.
10. Дизайн упаковки.
Данные параметры оцениваются по пятибалльной шкале с шестью уровнями (Таб. 1).
Табл. 7. Матрица оценки товара
Параметры товара |
Уровни оценки товара ( 0- 6 баллов) | |||||
0 «очень плохо» |
1 «плохо» |
2 «удовл.» |
3 «хорошо» |
4 «оч.хор.» |
5 «отлично» | |
Дизайн упаковки |
+ | |||||
Содержание активного компонента |
+ | |||||
Наличие примесей |
+ | |||||
Степень дисперсности |
+ | |||||
Гигроскоп. |
+ | |||||
Срок хранения |
+ | |||||
Время растворения |
+ | |||||
Реклама |
+ | |||||
Цена |
+ | |||||
Качество упаковки |
+ |