Факторы формирования ассортимента товаров
На основе полученных данных, товароведы ООО «Стиль-Агро» производят закупки товаров. Товароведам ООО «Стиль-Агро» рекомендуется, с целью изучения покупательского спроса, проводить социологические исследования и на их основе производить закупки обуви. Это позволит обеспечить удовлетворение покупательского спроса и приведет к повышению экономической эффективности магазина.
Ассортиментная политика строится на определенных принципах, таких как адекватность и гибкость.
Адекватность указывает на «регулирующий» характер ассортиментной политики в деятельности фирмы вообще. И, действительно, ассортиментная политика устанавливает связь между требованиями рынка, с одной стороны, и намерениями и возможностями фирмы - с другой. Но это только внешняя часть принципа. А его «внутренняя» часть охватывает соответствие научного, производственного, сбытового и сервисного потенциалов фирмы целям ее ассортиментной политики.
Гибкость ассортиментной политики фирмы - это всегда поиск возможностей и решение достаточно сложных проблем. Если эта политика не будет полностью открыта для неожиданных находок и быстрой реакции, она превратиться в нечто застывшее и сковывающее развитие фирмы.
В свою очередь, возросший оборот необязательно означает возросшую прибыль, поскольку последняя зависит еще и от цен. Поэтому ассортиментная политика рассматривается в тесной связи со всеми аспектами товарной политики предприятия.
Существенным фактором формирования ассортимента является цена товара. Цена – это денежное выражение стоимости товара. Цена выступает одним из важных показателей, характеризующих состояние и динамику уровня жизни населения. Покупатель чаще всего обязательно определяет для себя предельную цену или диапазон цен, в пределах которого он собирается уплатить за покупку. Поэтому одним из критериев рационального построения ассортимента товаров в магазине служит обеспечение правильного сочетания товаров с различной стоимостью.
В ООО «Стиль-Агро» учет товаров ведется по двум видам цен: по закупочной и по розничной цене. Закупочная цена товара – это сумма, которую магазин оплатил поставщику за полученный товар. По розничным ценам осуществляется реализация товаров населению.
В условиях рыночной экономики магазину необходимо правильно устанавливать цены на товары. Механизм ценообразования, применяемый ООО «Стиль-Агро» формируется под влиянием двух факторов:
1) стратегического, то есть цены образуются на основе стоимости товаров;
2) тактического, то есть цены формируются под влиянием конъюнктуры рынка.
Таким образом, цены в магазине устанавливаются на основе уровня текущих цен, то есть при определении розничной цены бухгалтерия магазина отталкивается от рыночной цены на аналогичные товары и меньше обращает внимание на показатели собственных издержек. При этом используется самый простой метод ценообразования, который заключается в начислении определенной наценки ни закупочную цену товара. Величина наценки в зависимости от вида товара колеблется в широких пределах от 20 до 50 процентов.
Уровень наценки зависит от закупочной цены товаров. Оптовые (закупочные) цены поставщиков-посредников значительно выше цен предприятий-изготовителей товаров. Поэтому наценка на товары, купленные у посредников, будет ниже, а на аналогичные товары предприятий-изготовителей выше. ООО «Стиль-Агро», чтобы не терять покупателей, устанавливает цены на товары в пределах рыночных.
Рассмотрим процесс ценообразования на торговом предприятии ООО «Стиль-Агро» на примере женской кожаной обуви (Таблица 19).
По данным таблицы 19 можно отметить, что предприятие имеет средние цены. Уровень наценок различен в зависимости от вида товара. Цены устанавливаются без учета психологических факторов, то есть при расчете цены производится округление цен до десятков копеек, что можно отметить как негативный момент, так как покупатели более благоприятно воспринимают цены с учетом копеек как более точно рассчитанные. Цены в магазине не выше рыночных, а качество реализуемых товаров соответствует качеству товаров конкурентов.