Рыночная система
Различают местный (в пределах села, города, региона), национальный (внутренний) и мировой (внешний) рынки.
В современной системе рынков достаточно определенно выделяются следующие крупные отрасли торговой деятельности (они, в свою очередь, делятся на соответствующие под отрасли и виды): - рынок потребительских продуктов (продовольственных и непродовольственных товаров, жилья и т.п.); - рынок средств производства (машин, оборудования, транспортных средств, топлива, сырья, электроэнергии и др.);
С тех пор как рынок стал многозвенной системой, он весьма активно воздействует на все крупные отрасли материального и нематериального производства. Рыночная торговля обеспечивает их поставками всех людских, необходимых материальных, научно-технических, интеллектуальных и финансовых условий развития. Не случайно национальное хозяйство получило в определенном смысле название рыночной экономики. Правда, этим вовсе не отрицается роль и значение товарного производства. В таком названия лишь отражается то новое состояние экономического организма, когда почти все его клеточки испытывают воздействие рыночных отношений
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции
(competition) о которой мы уже говорили. Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию.
Добросовестная конкуренция
Основными методами являются:
- повышение качества продукции
- снижение цен ("война цен")
- реклама
- развитие до- и послепродажного обслуживания
- создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР и так далее.
Одной из традиционных форм конкурентной борьбы является манипулирование ценами, т.н. "война цен". Она осуществляется многими способами: понижением цен, локальными изменениями цен, сезонными распродажами, предоставлением большего объема услуг по действующим ценам, удлинением сроков потребительского кредита и др. В основном ценовая конкуренция используется для выталкивания с рынка более слабых соперников или проникновения на уже освоенный рынок.
Более эффективной и более современной формой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого на рынок товара. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. "формирование" качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации. В качестве примера можно привести тот факт, что известная японская фирма "SONY" осуществляла разработку видеомагнитофона одновременно по 10 конкурирующим направлениям.
В настоящее время получили очень большое развитие различного рода маркетинговые исследования, целью которых является изучения запросов потребителя, его отношения к тем или иным товарам, так как знание производителем подобного рода информации позволяет ему более точно представлять будущих покупателей его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д.
Большую роль играет до- и послепродажное обслуживание покупателя, т.к. необходимо постоянное присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок (например комплектующих деталей и узлов). Послепродажное обслуживание- создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт и т.п.
В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы, т.к. с помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны, в качестве доказательства можно привести следующий пример: