Анализ сильных и слабых сторон (конкурентоспособность). SWOT-анализ
Этот анализ сопоставляет результаты анализа собственного потенциала фирмы (или товара) с анализом фирм-конкурентов (или товаров-конкурентов) и направлен на выявление сильных и слабых сторон фирмы по отношению к фирмам-конкурентам.
С целью дальнейшего более детального анализа проводится подробный SWOT-анализ по каждому рынку:
Внутренние возможности
DAS.
Сильные стороны:
наличие собственной мощной производственной базы;
наличие собственного автотранспорта;
опыт работы на рынке предоставления питания пассажирам ЖД;
опыт работы в организации предоставления питания сторонним организациям (Министерство образования МО, Мострансавто, правительство МО);
квалифицированный персонал;
возможность увеличения выпускаемой продукции без дополнительных затрат во время спада на авиационном рынке;
наличие высокотехнологичной продукции (МГС), позволяющей увеличивать сроки реализации питания;
имя компании, осуществляющей поставки питания на авиационный рынок, подразумевающий высокие стандарты в технологии обслуживания и качества питания;
близость потенциальных рынков сбыта.
Слабые стороны
DAS:
значительные колебания загрузки производственного оборудования в силу сезонной специфики авиационного рынка;
отсутствие системы дистрибуции продукции на неавиационном рынке;
необходимость пересмотра системы обработки заказа и планирования;
необходимость пересмотра политики ценообразования (на неавиационном рынке уровень маржи значительно ниже);
инерционность и длительность в принятии решений и заключения договоров по сравнению с конкурентами в силу наличия жёсткой регламентации и необходимости согласования на разных уровнях управления; отсутствие практики оперативного принятия решений и реагирования на изменяющиеся внешние условия в рамках жёсткой конкурентной среды (на рынке бортового питания DAS выступает и ведёт себя как монополист).
Внешние условия среды.
Возможности:
выход на довольно ёмкие рынки предоставления питания;
диверсификация деятельности, снижение влияния колебаний спроса на авиационном рынке и дозагрузка простаивающих в межсезонье мощностей;
выход на растущие рынки организации питания;
повышение узнаваемости продукции DAS и Группы компаний в целом;
увеличение рентабельности деятельности на авиационном рынке за счёт перераспределения постоянных расходов на увеличившийся объём.
Опасности:
наличие потенциальной опасности невозможности выполнения заказа в случае наложения колебаний спроса на авиационном и неавиационном рынках;
потенциальная возможность появления необходимости расширения производственных мощностей, в т. ч. расширение автопарка (лизинг, аренда, покупка);
наличие жёсткой конкурентной среды на ряде рынков (к примеру, рынок организации бизнес-ланчей корпоративным клиентам);
меньшая по сравнению с авиационным рынком рентабельность негативно скажется на финансовых показателях деятельности DAS (снижение среднего показателя валовой маржи на рацион).