Определение возможных рынков сбыта продукции кетеринга

Первым и подготовительным этапом является своеобразный мозговой штурм. При этом возможны несколько вариантов определения перспектив предполагаемых рынков сбыта кетеринга (таблица №1):

Таблица 1. Подходы и методы прогнозирования емкости рынка

Подходы к прогнозированию емкости рынка

Методы прогнозирования емкости рынка в рамках соответствующего подхода

1. Эвристический подход

1.1 Методы средней оценки по индивидуальным оценкам экспертов

1.2 Метод оптимистических, пессимистических и вероятностных мнений экспертов

1.3 Метод комиссии

1.4 Метод Дельфи

1.5 Метод сводного индекса готовности приобретения продукции целевыми потребителями

2. Экономико - математический подход

2.1 Трендовые модели

2.2 Через кривые жизненного цикла

2.3 Факторные модели:

2.3.1 Однофакторные модели:

через коэффициенты эластичности

через кривые Энгеля и Торнквиста

2.3.2 Многофакторные модели

3. Нормативный подход

3.1 Метод нормативных бюджетов потребления:

3.1.1 Метод прожиточного минимума

3.1.2 Метод бюджета достатка

3.1.3 Метод рационального бюджета

Эвристический подход, основанный на привлечении экспертов, находит широкое применение в практике прогнозирования возможной емкости рынка. Специфика прогнозирования емкости рынка как макроэкономического явления обусловлена необходимостью наличия у кетеринга, осуществляющего планирование своей деятельности на рынке, достаточной информации, прежде всего об ориентирах государственной политики по регулированию экономики и его последствиям для общего социально-экономического положения. Отсутствие указанной информации наряду с недостатком опыта у специалистов предприятия в формировании прогнозов на основе обработки обширной совокупности информации и выявления причинно-следственных связей в характере развития рыночных процессов на макроэкономическом уровне существенно затрудняют использование данного подхода на уровне отдельных предприятий.

Однако несмотря на достоинства эвристического подхода, заключающиеся в возможности его применения для прогнозирования емкости любого рынка, в особенности рынков принципиально новых товаров и услуг, а также возможности получения квалифицированного заключения относительно емкости рынка со стороны специализированных организаций, в то же время мнения экспертов носят субъективный характер, связанный с неоднозначностью рассмотрения одних и тех же состояний рыночной конъюнктуры разными экспертами, психологическими особенностями различных потребителей продукции.

Вследствие наличия указанных недостатков эвристического подхода более приоритетными при прогнозировании емкости рынка являются экономико-математический и нормативный подходы, которые основаны на более точных и формализованных, научно обоснованных методах прогнозирования.

Перейти на страницу: 1 2