Определение возможных рынков сбыта продукции кетеринга
Первым и подготовительным этапом является своеобразный мозговой штурм. При этом возможны несколько вариантов определения перспектив предполагаемых рынков сбыта кетеринга (таблица №1):
Таблица 1. Подходы и методы прогнозирования емкости рынка
Подходы к прогнозированию емкости рынка |
Методы прогнозирования емкости рынка в рамках соответствующего подхода |
1. Эвристический подход |
1.1 Методы средней оценки по индивидуальным оценкам экспертов |
1.2 Метод оптимистических, пессимистических и вероятностных мнений экспертов | |
1.3 Метод комиссии | |
1.4 Метод Дельфи | |
1.5 Метод сводного индекса готовности приобретения продукции целевыми потребителями | |
2. Экономико - математический подход |
2.1 Трендовые модели |
2.2 Через кривые жизненного цикла | |
2.3 Факторные модели: | |
2.3.1 Однофакторные модели: через коэффициенты эластичности через кривые Энгеля и Торнквиста | |
2.3.2 Многофакторные модели | |
3. Нормативный подход |
3.1 Метод нормативных бюджетов потребления: |
3.1.1 Метод прожиточного минимума | |
3.1.2 Метод бюджета достатка | |
3.1.3 Метод рационального бюджета |
Эвристический подход, основанный на привлечении экспертов, находит широкое применение в практике прогнозирования возможной емкости рынка. Специфика прогнозирования емкости рынка как макроэкономического явления обусловлена необходимостью наличия у кетеринга, осуществляющего планирование своей деятельности на рынке, достаточной информации, прежде всего об ориентирах государственной политики по регулированию экономики и его последствиям для общего социально-экономического положения. Отсутствие указанной информации наряду с недостатком опыта у специалистов предприятия в формировании прогнозов на основе обработки обширной совокупности информации и выявления причинно-следственных связей в характере развития рыночных процессов на макроэкономическом уровне существенно затрудняют использование данного подхода на уровне отдельных предприятий.
Однако несмотря на достоинства эвристического подхода, заключающиеся в возможности его применения для прогнозирования емкости любого рынка, в особенности рынков принципиально новых товаров и услуг, а также возможности получения квалифицированного заключения относительно емкости рынка со стороны специализированных организаций, в то же время мнения экспертов носят субъективный характер, связанный с неоднозначностью рассмотрения одних и тех же состояний рыночной конъюнктуры разными экспертами, психологическими особенностями различных потребителей продукции.
Вследствие наличия указанных недостатков эвристического подхода более приоритетными при прогнозировании емкости рынка являются экономико-математический и нормативный подходы, которые основаны на более точных и формализованных, научно обоснованных методах прогнозирования.