Требования к дизайну торговых предприятий
Подобное размещение товаров в торговом зале, максимально стимулирующее покупателей совершать покупки, а следовательно, повышающее уровень завершенности покупки, за рубежом принято называть "актуальной дорожкой".2 В графической форме оно имеет следующий вид (рис. 1).
Рис. 1. Графическая интерпретация "актуальной дорожки" в торговом зале магазина
Интересно, что отечественные магазины, особенно крупные супермаркеты и универсамы, достаточно последовательно придерживаются принципа "актуальной дорожки". Его влияние четко прослеживается в универсамах сетей "Седьмой континент", "Перекресток", "Рамстор", "Копейка" и др. Все они, как правило, размещают у входа в торговый зал фрукты и овощи, как это и принято в большинстве подобных предприятий в З. Европе и С. Америке. С аналогичными рекомендациями выступают и некоторые российские специалисты в области торгового менеджмента.3
Уместно будет заметить, что в России, с ее относительно низким уровнем жизни населения, наиболее высокую частоту покупки имеют товары с низкой ценой. Овощи и фрукты, в силу особенностей их поставки, в любом универсаме и супермаркете продаются по цене в 2,0-2,5 раза выше той, по которой их можно приобрести на любом рынке. Следовательно, "абстрагирование" от национальной культуры потребления приводит к тому, что более 50% населения предпочитает не пользоваться услугами крупных магазинов, ибо испытывают шок от цен на товары, которые расположены у входа в торговый зал. Следовательно, в глазах подавляющей массы россиян большинство универсамов и супермаркетов имеют имидж мест продажи, где качество торгового обслуживания превышает потребности населения, а следовательно, происходит его переориентация на мелкооптовые рынки и другие виды нестационарной торговой сети, где низкий уровень культуры торговли компенсируется низким уровнем цен.
Влияние размещения товарных групп на качество торгового обслуживания особенно важно учитывать в предприятиях большой мощности.
Все это еще раз подчеркивает то обстоятельство, что копирование зарубежного опыта при формировании планировки торгового зала далеко не всегда оправдано в нашей стране. Во многих случаях это приводит к снижению качества торгового обслуживания населения, что вызывает сокращение числа потенциальных покупателей конкретного предприятия.
Устройство и планировка торгового зала не отвечает требованиям рациональной организации совершаемых здесь операций. Важнейшими из этих требований являются[1,с. 199]:
1)
свободное движение покупательского потока. Установочная площадь, занимаемая под установку оборудования и крупногабаритных товаров, превышает норму на 13 %, обычно для этих целей отводится 27-30 % площади торгового зала;
2)
обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения;
3)
создание условий хорошей просматриваемости и удобства для ориентации покупателей. Показатель, характеризующий степень использования площади торгового зала под выкладку товаров высок, и от этого страдает рациональная организация технологических процессов, ухудшается обозримость товаров.