Критерии оценки и меры эстетической ценности
Важной особенностью ранжированного ряда образцов является то, что изделия, которые заполняют его на разных уровнях, постоянно меняют свою ценность в связи с непрерывным формированием новых ценностей жизни и культуры, опирающимся на социальный и технический прогресс. Реальная мера эстетической ценности, в отличие от общей меры, находится, таким образом, постоянном развитии, становлении, отражая соответствующие изменения эстетических вкусов и представлений потребителей, появление новых изделий и новых проектов.
Полная эстетическая мера формируется на базе реальной эстетической меры с учетом общезначимых эстетических и культурных ценностей, характеризующих эстетические идеалы общества в области культуры, искусства, дизайна.
Можно говорить о нескольких приемах, позволяющих дизайнеру и эксперту мысленно включить проектируемый или оцениваемый объект Б ряд культурных образцов, увидеть его как объект культуры. В "Методике художественного конструирования" указывается на ряд таких приемов: разработка идеального проекта, изучение тенденций развития изделий-аналогов, использование исторического ряда культурных образцов и др. (1, с. 17).
Отбор культурных образцов осуществляет, в конечном счете, само общество, сами люди, создатели и потребители изделий и ценностей. Такой отбор протекает как общественно-массовый процесс, который не зависит от желания отдельных личностей.
" .Последней инстанцией, - пишет Л.И. Новикова, - утверждающей эстетическую ценность художественного произведения в соответствии с общественным идеалом, официально (посредством системы поощрения и санкций) или неофициально (путем публичного признания), остается общество. Именно на этом уровне оценки, вынесенные искусством тем или иным сторонам действительности, его художественная ценность приобретают значение эстетического идеала, становятся нормой, эталоном в эстетическом отношении человека к действительности, включаются в систему его ценностной ориентации" (1, с. 17).
И эксперт, и дизайнер должны глубоко понимать, чувствовать и профессионально выражать ту реальную социально-культурную ситуацию, в сфере которой они работают. Анализ реальной ситуации остается для них важнейшим средством выявления системы культурных ценностей и образцов. При проведении экспертизы эти образцы служат ведущими ориентирами, своеобразными "маяками" анализа и оценки, и поэтому рассматриваются экспертом в качестве базовых образцов.
Культурные ориентиры и базовые образцы не только заблаговременно выделяются экспертами, но и коллективно обсуждаются ими. Составленные ряды образцов затем подвергаются корректировке, когда этого требуют изменения, возникающие в структуре культурных ценностей. Если исходные критерии не согласованы, мнения экспертов могут существенно разойтись, например, при ориентации на эстетические вкусы и нормы разных групп потребителей. Кроме того, эксперты должны договориться о принятой ими шкале оценки и ее балльном выражении, а также о том базовом критерии, который будет служить для них точкой отсчета.