Построение плана производства
Целью описания программы производства является приведение убедительных доказательств возможностей экономической эффективной реализации задуманного - инвестиционного проекта. Первым шагом в таком описании является информация о таком продукте и ключевых характеристиках производства, которые с ними сверены. В качестве образчика такого описания продукции следующий текст, взятый из одного реального бизнес-плана.
Производство гофратора - двусменное, 253 дня в году.
Трудоёмкость 1000 квадратных метров - 1,95 человеко-часа.
Качество продукции 4 раза в смену проверяется сменными контролёрами.
Раз в три года продукция сертифицируется, раз в год действие сертификата подтверждается.
Из подобного текста потенциальный инвестор узнаёт многое. Первое - это как предлагаемый ему проект соотносится с принятыми в данной отрасли стандартами, о чём он будет судить по трудоёмкости и сменности работы оборудования. При вложениях в реальный сектор потенциальные инвесторы в отличие, например, от спекулирующих на финансовых рынках являются знатоками соответствующей отрасли.
Второе - это обеспечение качества. Исходный пункт - сертификация продукции, которая задаётся внешними условиями. Однако, чтобы продукция соответствовала заданным требованиям, об этом надо специально заботится, что обеспечивается работой сменных контролёров. [2]
Сказанное выше полезно закрепить наглядной схемой, показывающей основные этапы преобразования поступающих сырья и материалов в готовый продукт. На этой схеме полезно пометить, что уже есть на предприятии, а что необходимо создать (или усилить) и на что требуются деньги. Понятно, что чем меньше подобных белых пятен будет на схеме, тем привлекательнее вложение в такой инвестиционный проект, поскольку он уже почти готов и требуется вложить немного средств для получения результата.
План производства.
При изложении данной темы для действующего предприятия необходимо осветить следующие моменты:
Размещение производства (в одном или нескольких зданиях, их этажность, площадь);
Из чего и когда построены эти здания;
Земельный участок, его площадь, юридическое основание пользования им;
Основные виды используемого оборудования, его возраст;
Собственность на оборудование и машины, доля лизинга;
Уровень использования производственных мощностей (образ состояния основных видов оборудования, обоснование закупки нового оборудования. Последнее указывается только в том случае, если проект предусматривает дооснащение предприятия оборудованием и не предполагает строительных работ);
Сменность, сверхурочные работы;
основные поставщики и установление контактов с ними (освещение последнего вопроса можно связать с управлением фирмой, в частности, с темой об основных партнерах фирмы).
Желательно произвести сравнительный анализ скорости оборота денег в среднем по отрасли и на фирме. В ходе анализа важно объяснить причину отличий.
План производства разрабатывается только после того, как в результате маркетингового исследования выяснены перспективы расширения сбыта продукции. Построение этого раздела бизнес-плана существенно зависит от особенностей предприятия. Одно дело - действующая, уже известная фирма, которая выводит на рынок новую разновидность товара, и совсем другое - новая фирма, движимая лишь энтузиазмом и располагающая совсем небольшими средствами.
В бизнес-плане важно чётко показать, чем предлагаемый к производству товар отличается от импортного аналога.
При этом особое внимание должно быть обращено на проблему качества. Горькая истина состоит в том, что подавляющее большинство российских товаров по качеству уступают импортным. Похожая ситуация в 1950-е годы была с японскими товарами, что заставило японцев поставить качество во главу конкурентной борьбы, чтобы добиться успеха. Поэтому, крайне важно подчеркнуть те важные свойства товара, которые выгодно отличают его от импортного. Важно также чёстно указать, в чём товар уступает импортному, поскольку осознание этих слабостей является началом работы по их устранению.