Анализ внешней и внутренней среды фирмы. Swot-анализ и разработка маркетинговой стратегии
Анализ конъюнктуры рынка нашей организации позволяет определить состояние и тенденции изменения характеристик внешней среды и на этой основе провести анализ опасностей и возможностей во внешней среде, сильных и слабых сторон фирмы (SWOT-анализ). Для этого определим перечень возможных изменений факторов внешней среды:
Факторы внешней среды |
Вероятность появления |
Характер воздействия на фирму |
Сила воздействия |
1.Конкурентная среда: -усиление конкуренции со стороны ООО «Теплоэнерго» - появление новых конкурентов |
Высокая Средняя |
- |
Сильное Сильное |
2. Поведение покупателя: - покупатель, в силу осведомленности о рынке приборов учета, не будет удовлетворен типом предлагаемых нашей организацией приборов - завышенные требования покупателя к качеству работ, перечню выполняемых работ и сервисному обслуживанию |
Низкая Вероятность Средняя |
- - |
Умеренное Слабое |
3. Технологическая среда - на рынке появятся новые модели приборов, о которых фирме ничего не известно и с которыми фирма не умеет работать - на рынке появятся новые модели приборов, стоимость которых будет значительно ниже существующих моделей |
Средняя Средняя |
- + |
Слабое Умеренное |
4. Экономическая среда - снижение покупательского спроса - увеличение покупательского спроса |
Средняя Средняя |
- + |
Сильное Сильное |
5. Законодательная среда - выйдут законопроекты федерального уровня об отмене приборного учета тепловой энергии - будут опубликованы правила учета тепловой энергии сильно отличающиеся от сегодняшних требований - повышение налогов - уменьшение налогов |
Низкая Вероятность Средняя Низкая вероятность Средняя |
- - - + |
Сильное Сильное Сильное Умеренное |
Факторы внешней среды, имеющие низкую вероятность появления и слабое воздействие на фирму, из дальнейшего рассмотрения исключаем.
Проведем систематизацию фактов внутренней среды фирмы по признакам: сильные стороны деятельности фирмы и слабые стороны:
Фактор внутренней среды |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Кадры |
Регулярная аттестация персонала |
Низкий уровень заработной платы |
Регулярные курсы по повышению квалификации, семинары. |
Низкий процент молодежи на предприятии | |
Работники руководящего звена (инженеры, специалисты) имеют высшее специальное образование. |
Недостаток специалистов для развития дополнительного вида деятельности | |
Низкая текучесть кадров | ||
Наличие системы стимулирования труда | ||
НИОКР |
Нет базы для НИОКР и метрологических исследований | |
Не ведутся собственные разработки | ||
Дефицит денежных средств | ||
Маркетинг |
Все специалисты живут в городе Фрязино. Город небольшой и все обслуживающие объекты находятся в непосредственной близости |
Отсутствие отдела маркетинга |
Предприятие является монополистом по продаже тепловой энергии. Имеются договорные отношения почти со всеми юридическими организациями города |
Потребители не знают, что предприятие собирается освоить дополнительный вид деятельности. | |
Имеет хорошую репутацию в городе Фрязино. |
Отсутствие заказчиков | |
Владеет информацией о планируемом строительстве и вводе новых зданий в городе Фрязино | ||
Финансы и инвестиции |
Наличие доходов |
Отсутствие целевых инвестиций |
Возможность взять крупный кредит в банке. |
Прерывность поступлений на расчетный счет | |
Отсутствие фиксированных затрат, связанных со входом в новую отрасль | ||
Производство |
Наличие необходимых лицензий на дополнительный вид деятельности | |
Возможность расширения сферы деятельности | ||
Восприимчивость новшеств |