Определение параметров контроля маркетинговой деятельности
Эффективное исполнение маркетингового плана требует организации системы мониторинга и контроля, а так же разработки процедур внесения в него, в случае необходимости, изменений.
Процесс контроля предполагает:
- Установление норм (планирование бюджета продаж и затрат, сроки осуществления планов действий);
- Измерение результатов (сравнение фактических и плановых показателей);
- В случае отклонения от норм, предложение корректирующих воздействий (подробное описание процедур внесения необходимых изменений и определение их границ).
Предназначение системы контроля – воздействие не на программы или затраты сами по себе, а на поведение людей, которые несут ответственность за исполнение плана. Параметры контроля (сроки, цены и т.д.) и фамилии сотрудников, ответственных за исполнение указываются в общем плане маркетинга для конкретного сегмента.
По мере осуществления плана обнаруживаются изменения во внешней среде, низкая действенность некоторых стратегий, задержки в исполнении некоторых мероприятий. Могут возникнуть трудности с набором дополнительных сотрудников или наоборот, план может оказаться более успешным, чем предполагалось в начале, и число поступивших заказов превысило ожидаемые показатели.
В случае несоответствия фактических и плановых показателей, прежде чем предпринимать корректирующие воздействия, необходимо идентифицировать причины отклонений. И уже с учетом причины отклонений и новой ситуации, принимать решение по проведению одного из вариантов корректирующих воздействий.
В таблице 3.2 приведены наиболее существенные пункты плана, параметры контроля, причины возможных отклонений и мероприятия по корректировке отклонений.
Таблица 3.2.
Мероприятия по корректировке плана маркетинга для автосалона «Япония» по реализации мопедов
Мероприятие |
Параметры контроля |
Причины отклонений |
Мероприятия по корректировке |
1 |
2 |
3 |
4 |
Закупка товара |
Цена товара |
Объективные причины |
Увеличение продажной стоимости товара |
Субъективные причины |
Поиск более выгодных условий поставки (новых поставщиков) | ||
Наличие марок и моделей определенных производителей |
Снижение ассортимента, предлагаемого производителями |
Заключение договоров на поставку определенных моделей; Поиск других поставщиков. | |
Организация быта |
Количество специализированных торговых точек |
Нерациональная организация торгового процесса |
Выделение специалистов (возможно из сторонних организаций) по рационализации торгового процесса |
Отсутствие финансовых ресурсов для развития сети |
Поиск источников финансирования (кредиты, инвесторы) | ||
Организация послепродажного обслуживания |
Гарантийный ремонт |
Отсутствие автомастерской |
Заключение договоров со сторонними автомастерскими по гарантийному обслуживанию |
Замена товара, имеющего заводские дефекты |
Сложности с отправкой некачественного товара |
Установление контактов с предприятиями-изготовителями |