Передовой отечественный и зарубежный опыт организации рабочих мест кассиров и возможности его применения в торговле РБ
Ввод в эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт и списание ККМ должны осуществляться заводами-изготовителями или специализированными предприятиями, техническими центрами, наделенными соответствующими правами.
Используемые для денежных расчетов с населением ККМ подлежат регистрации в налоговых органах по месту нахождения предприятия, в обязанности которых также входит осуществление контроля над соблюдением правил использования ККМ, за полнотой учета выручки денежных средств на предприятиях торговли и других предприятиях.
К работе на ККМ допускаются лица, освоившие правила их эксплуатации в объеме технического минимума, с которыми заключается договор о материальной ответственности.
Заводской номер машины обязательно указывается во всех документах (кассовом чеке, отчетной ведомости, паспорте, книге кассира-операциониста и др.), а также в документах, отражающих перемещение кассовой машины в связи с отправкой в ремонт, передачу другому предприятию.
Каждая ККМ должна иметь паспорт установленной формы. В него заносятся сведения о вводе машины в эксплуатацию, среднем и капитальном ремонтах, также указываются реквизиты фирменного клише с обозначением наименования предприятия и номера кассы.
Перевод суммирующих денежных счетчиков на нули (гашение) может осуществляться при вводе в эксплуатацию новой машины и при инвентаризации, что отражается в соответствующем акте. В случае ремонта денежных счетчиков в мастерской их гашение может осуществляться только по согласованию с органами Министерства Республики Беларусь по налогам и сборам.
Перевод показаний денежных счетчиков оформляется актом в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию контролирующей организации, а второй остается в магазине.
Актом оформляется и передача ККМ на другое предприятие или в мастерскую для ремонта и обратно. В нем фиксируются показания секционных и контрольных счетчиков (регистров). Отметки о передаче машины делаются в книге кассира-операциониста и в паспорте машины. Оформление акта необходимо и при ремонте денежных счетчиков непосредственно в магазине.
Передача машины оформляется механиком путем заполнения всех необходимых данных в заводском паспорте. Он же обязан опломбировать машину после установки фирменного клише с наименованием предприятия и номером расчетного узла. В электронных контрольно-регистрирующих машинах его вводят в программу машины.
До включения кассовых машин замки должны быть закрыты, а ключи должны храниться у директора магазина (кроме ключей для перевода секционных денежных счетчиков на нули). Ключи для перевода денежных счетчиков на нули передаются директором магазина контролирующей организации (налоговой инспекции), где хранятся в сейфах и выдаются по письменному распоряжению руководителя и главного бухгалтера этой организации специалисту, уполномоченному проводить проверку магазина.
Администрация магазина заводит на каждую ККМ книгу кассира-операциониста по установленной форме. Книга должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена подписями налогового инспектора, директора и главного (старшего) бухгалтера магазина и печатью.
Действующими Типовыми правилами эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением допускается ведение в магазине общей книги кассира-операциониста на все имеющиеся в нем ККМ.
Паспорта кассовой машины, акты, книга кассира-операциониста и другие документы хранятся у директора магазина, его заместителя или главного (старшего) бухгалтера.
Перед началом работы кассир получает под роспись все необходимое для работы на ККМ (ключи от кассовой кабины, от привода кассовой машины и от денежного ящика, сумму наличных денег для начала работы, разменную монету, запасные рулоны чековой контрольной ленты).
Директор магазина либо его заместитель, дежурный администратор при подготовке кассовых машин к работе обязан:
• открыть замок привода и счетчиков машины, снять (вместе с кассиром) показания секционных и контрольных счетчиков, сверить их с показаниями за предыдущий день и внести в книгу кассира-операциониста;
• оформить начало контрольной ленты, указав на ней тип и заводской номер машины, дату и время начала работы, показания секционных и контрольных счетчиков (данные на контрольной ленте заверяются подписями);
• закрыть замок показаний денежных счетчиков и выдать кассиру (контролеру-кассиру, продавцу) ключи от замка привода машины;
• выдать указания кассиру о мерах по предупреждению подделки чеков (шифровка чека, предельная сумма чека и т. д.);
• обеспечить кассира разменной монетой и необходимыми купюрами.
При этом кассир (контролер-кассир, продавец) перед началом работы на ККМ должен:
• проверить исправность блокирующего устройства, заправить чековую и контрольную ленты, установить дататор на текущую дату, перевести нумератор на нули;
• включить машину в электросеть и получением нулевого чека проверить ее работу от электропривода;
• установить со стороны покупателя табличку со своей фамилией;