Исследование новых видов упаковки продукции и современных технологических процессов
В словаре В. Даля понятие «упаковывать» трактуется как «укладывать вещи для отсылки; закладывать и складировать в ящики, бочки, тюки и увязывать». В настоящее время такая трактовка упаковки требует изменения. Теперь упаковка служит не только для безопасной перевозки товара и его «завертывания», но и для привлечения внимания, в первую очередь внимания покупателей и, кроме этого, еще несет множество дополнительных функций.
В современном индустриальном обществе на конкурентных рынках практически невозможно представить себе товары без упаковки. В Германии, например, 2 % стоимости продукции приходится на упаковку. В отраслях, где упаковка играет решающую роль, (например, в пищевой промышленности), ее стоимость возрастает до 7 – 8% от рыночной стоимости продукции. Упаковочное предпринимательство – серьезный бизнес. По развитию упаковочного бизнеса можно с достаточной достоверностью судить об уровне развития экономики в целом, о возможности осуществлять логистические операции, в том числе и экспортные. Упаковка все успешнее играет роль консультанта и объективного советчика покупателя продукции.
Основные функции упаковки в условиях рыночных отношений и конкуренции между товарами даже в пределах конкретной товарной группы заключаются в возможности защитить находящуюся в ней продукцию при транспортировке, перевалах и хранении (часто в послепродажный период). Поэтому конструкция упаковки, ее форма (дизайн) и материалы, из которых она изготовлена, зависят непосредственно от характера ее содержимого и от условий предпродажных операций (например, от условий транспортировки и хранения на складах и в торговых залах).
Упаковка должна выдерживать все невероятные экстремальные условия транспортировки, возникающие перегрузки, т. е. отвечать определенным условиям прочности. Так, например, упаковка и/ или тара, рассчитанная на погрузочно – разгрузочные операции силами одного человека, должна выдерживать нагрузки, возникающие при падении упаковочного места с высоты 90 см, с уровня пояса человека или уровня откидного борта грузового автомобиля.
Если же упакованные изделия помещены в специальную тару, например, в контейнеры, и погрузочно – разгрузочные работы осуществляются с помощью механизмов, то вероятность падения существенно снижается. В таком случае к конструкции тары предъявляются определенные требования, нередко удорожающие ее производство. Однако несколько повышенные расходы вполне окупаются за счет сокращения объема погрузочно – разгрузочных работ и исключения повреждения (боя) тары.
Если осуществляется транспортировка партий различных товаров в общей таре (одном товарном месте), то на внешней стороне поверхности тары (ящике, коробке, контейнере) должен быть предусмотрен специальный карман для размещения в нем упаковочного листа. Упаковочный лист – обязательный в логистических операциях сопроводительный документ, содержащий сведения о количестве изделий каждого вида (сорта) в данном упаковочном месте и номер этого места. Такой же номер указывается на видном месте на наружной поверхности этого упаковочного места.
Упаковка должна надежно предохранять товар от механических повреждений, от проникновения влаги, нежелательного влияния солнечных лучей и яркого света, а в некоторых случаях даже обеспечивать доступ к определенным товарам ограниченного количества кислорода (так называемая «дышащая» упаковка). Упаковка призвана надежно сохранять качество товара при его транспортировке и длительном хранении на складах и в торговых залах, быть удобной при доставке товара к пользователю и при его извлечении (например, разборная упаковка), быть экологически безопасной и пригодной к применению в быту или при утилизации и повторном использовании по прямому назначению или в промышленной переработке (с возвратом части ее стоимости ее собственнику, т. е. покупателю товара).
На разных этапах движения товара от производителя к потребителю к упаковке предъявляются различные требования. Покупатель товара радуется ее красочности, высокому уровню дизайна и необходимой информации о товаре. Производитель товара ценит надежность упаковки, гарантирующей сохранность товара, а логист и дистрибутор – ее удобства при транспортировке и перегрузках. Образно говоря, упаковка находится между двух полюсов предъявляемых требований – со стороны маркетинга и логистики.
В последнее время в связи с обострением конкуренции и ускорением бизнеса упаковка стала инструментом маркетинга. Возросла роль и художественного оформления упаковки. Упаковка начала выполнять функции «визитной карточки» товара, помогая потребителям определить его производителя (персонифицировать товар). Став частью фирменного стиля производителя, упаковка начала влиять на потенциального покупателя товара, формировать его решение о покупке товара конкретного производителя, обеспечивая успех или неудачу товара на рынке. Справедливым стало утверждение: «Хочешь продавать товар успешно – начни с упаковки». Хорошее исполнение и качество упаковки ассоциируется у покупателя с хорошим качеством товара.