Задачи анализа розничного товарооборота предприятий торговли

Коэффициент поправки составляет:

Кn = 400,0/ 399,7 = 1,00075

Индекс сезонности показывает, на сколько процентов отклоняется товарооборот данного квартала от среднеквартальной величины в ту или иную сторону под влиянием факторов сезонного характера.

Объем товарооборота по кварталам на планируемый год определяется умножением среднеквартального товарооборота планируемого года на уточненный индекс сезонности соответствующего квартала и делением на 100%:

Tкв.iп.г = Tкв.п.г х Iсез.утi/ 100 , (26)

где, Tкв.iп.г – товарооборот i-го квартала планируемого года, руб.;

Tкв.п.г – среднеквартальный товарооборот планируемого года, руб.

По торговому предприятию на планируемый год имеем:

TIкв.п.г = 165,2/ 4 = 41,3 (тыс. руб.);

TIIкв.п.г = 41,3 х 95,5/ 100 = 39,6;

TIIIкв.п.г = 41,3 х 102,0/ 100 = 42,1;

TIVкв.п.г = 41,3 х 104,7/ 100 = 43,3.

Расчет товарооборота по месяцам осуществляется по аналогичной методике.

Одной из важных задач планирования товарооборота является определение его структуры, т.е. объема реализации отдельных товарных групп. В условиях, когда торговые предприятия самостоятельно устанавливают размеры торговых надбавок на товары при различной издержкоемкости их реализации, регулирование товарооборота по отдельным товарным группам позволяет регулировать и сумму получаемой прибыли.

В настоящее время используются следующие методы планирования структуры товарооборота торгового предприятия:

экономико-статистический;

основанный на расчете коэффициентов эластичности;

экономико-математического моделирования;

поэтапный.

Суть экономико-статистического метода планирования структуры

товарооборота основывается на сглаживании удельных весов реализации отдельных товаров в общем объеме товарооборота торгового предприятия за ряд лет. Методика расчетов аналогична методике планирования объема товарооборота торгового предприятия помощью экономико-статистического метода.

Для планирования структуры товарооборота торгового предприятия может быть использован метод, основанный на расчете коэффициентов эластичности, отражающих изменение оборота по отдельным товарам в зависимости от изменения общего объема товарооборота торгового предприятия:

Эi = Ti/ T, (27)

где, Эi – коэффициент эластичности по i-му товару, %;

Ti – прирост товарооборота по i-му товару в отчетном году по

сравнению с предшествующим годом, %;

T – прирост общего объема товарооборота торгового предприятия в отчетном году по сравнению с предшествующим годом, %;

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменяется товарооборот по i-й товарной группе при изменении общего объема товарооборота торгового предприятия на 1%. Причем, чем крупнее берутся товарные группы, тем надежнее расчеты.

Прирост товарооборота по товарным группам в планируемом году по сравнению с отчетным годом определяется путем умножения коэффициентов эластичности (Эi) на прирост объема товарооборота в целом по торговому предприятию:

Tiп.г = Tп.г х Эi (28)

Расчетное значение товарооборота на i-ой товарной группе на планируемый год составит:

Tiп.г = Tiо.г + (Tiо.г х Tп.г)/ 100 , (29)

где,

Tiп.г - товарооборот i-й товарной группы в планируемом году, руб.;

Tiо.г - товарооборот i-й товарной группы в отчетном году, руб.;

Tп.г – прирост общего объема товарооборота торгового предприятия в планируемом году по сравнению с отчетным годом, %;

Tiп.г - прирост товарооборота i-й товарной группы в планируемом году по сравнению с отчетным годом, %.

Для расчета структуры товарооборота торгового предприятия могут быть использованы различные экономико-математические модели, основными из которых являются трендовая, авторегрессионая и факторная, где в качестве фактора выступает общий объем товарооборота.

Все рассмотренные методы предполагают расчет товарооборота по каждой товарной группе в отдельности с последующим выходом на общий объем планируемого товарооборота. Однако такой товарный расчет структуры товарооборота имеет ряд недостатков.

Во-первых, результат, полученный суммированием рассчитанных товарооборотов по товарным группам, может не совпадать с определенным ранее общим объемом, что требует ввода поправочных коэффициентов.

Во-вторых, рассмотренные методы не позволяют учесть взаимозаменяемость отдельных товаров, однородных или близких по своему потребительскому назначению.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7