Емкость рынка
Определить средний расход на корм, можно разделив общий товарооборот кормов на количество известных покупателей данного товара. Для простоты расчета возьмем известные данные по России. По данным Государственного комитета по Статистике население России в 2007 году составило 142,2 млн. человек. По данным Исследовательской компании «КОМКОН» 32% россиян держат кошек, при этом 13,5% владельцев кошек покупают своим питомцам промышленные кормами. Общие расходы на корма для кошек составляют 18,071250 млрд. рублей.
Ц × N = Т : П = Т : (Р0 × К1 × К2) ,
где:
Т – общий товарооборот кормов для кошек;
П – количество известных покупателей кормов;
Р0 – население страны;
К1 – коэффициент потенциальных покупателей, проживающих на территории страны.
К2 – коэффициент фактических покупателей кормов.
Потенциальные покупатели – это владельцы кошек, они составляют 32% от населения страны => К1 = 0,32.
Из них фактически приобретут товар только 13,5% => К2 = 0,135.
Таким образом средний расход на корм потребителем за год Ц × N = =18071250000 : (142200000 × 0,32 × 0,135) = 18071250000 : 6143040 человек = =2941 рублей в год. При этом необходимо учитывать, что не каждый владелец кошки покупает только промышленные корма. Полученное значение применим к нашему территориальному рынку.
Подставляем значения в формулу определения емкости рынка. За количество потенциальных покупателей нашего товара возьмем непосредственно общее число владельцев кошек в городе Челябинске – 350000 человек.
Е = 350000 × 2941 = 1029350000 рублей.
Следует различать два уровня емкости рынка: потенциальный и реальный. Действительной емкостью рынка является первый уровень.
Потенциальный уровень определяется личными и общественными потребностями и отражает адекватный им объем реализации товаров. В маркетинге используется также термин потенциал рынка. Реально складывающаяся емкость рынка может и не соответствовать его потенциальной емкости. Расчет емкости рынка должен носить пространственно-временную определенность.
В этом случае мы рассчитали потенциальную емкость рынка. Реальная емкость рассчитывается с учетом прогнозов специалистов о развитии всех вышеперечисленных параметров. Можно лишь сделать вывод, что реальная емкость будет значительно ниже. Необходимо будет добавить в расчетную формулу коэффициент фактического приобретения товара. В текущем периоде он равен 0,135, формула приобретет следующий вид:
Ер = Еп × К2,
где:
Еп – емкость рынка потенциальная;
К2 – коэффициент фактических покупателей кормов;
Ер – емкость рынка реальная.
Ер = 1029350000 × 0,135 = 138962250 рублей.
В прогнозируемом периоде этот коэффициент нужно будет дополнительно пересчитать, при помощи анкетирования, либо экспертной оценки, чтобы проследить динамику развития рынка.