Продуктово-рыночная классификация
Всех клиентов "Боди-Мастер" можно условно разделить на следующие группы:
"случайные" покупатели;
постоянные покупатели;
индивидуальные предприниматели для профессиональной деятельности.
Распределение продукции по рынкам продаж представлено на рисунке 6:
|
Рисунок 6 - Продуктово-рыночная классификация
Данная схема отражает направления движения наиболее значительных объёмов продукции. Рассмотрим рынки сбыта более подробно:
"Случайные" покупатели. К данной категории относятся клиенты, которые, находясь в торговом центре, заинтересовались продукцией отдела "Боди-Мастер" (голосовая реклама, привлекательная витрина, удобное расположение) и совершили покупку. Для этой группы характерны покупки товаров по низким ценам, а также сопутствующих товаров (батарейки, аккумуляторы). Плюсом данной категории клиентов является их большое количество и постоянный спрос.
Постоянные покупатели. Для данной группы характерны регулярные покупки на суммы, соответствующие средней цене на товар в "Боди-Мастер". Они имеют возможность заказывать нужный товар.
Индивидуальные предприниматели для профессиональной деятельности закупают более крупные партии (от 10 до 30 единиц) продукции. Недостатками данной группы является нестабильность сотрудничества и необходимость скидок (для удержания клиента). Оценить значимость каждой группы покупателей можно согласно их доле в общем объёме продаж, данные по объёмам продаж представлены в таблице 6.
Таблица 6 - Объём продаж каждой из групп покупателей
Группа покупателей |
Объём продаж, тыс. руб. |
Доля в общем объёме,% |
"Случайные" покупатели |
520 |
7,5 |
Постоянные покупатели |
5950 |
85,6 |
Индивидуальные предприниматели |
480 |
6,9 |
Итого |
6950 |
100 |
Проанализировав данные, представленные в таблице 6, можно сделать следующие выводы. Основную часть прибыли фирмы обеспечивают постоянные клиенты, что делает необходимым повышение уровня обслуживания для этой группы потребителей, дополнительные услуги (заказ товара, система скидок и бонусов и др.). При обслуживании остальных клиентов следует обратить внимание на возможность перехода в группу постоянных покупателей (для "случайных"), а также на привлечение ими новых клиентов путём рекламы среди целевой аудитории (для индивидуальных предпринимателей).