Маркетинг территорий
Это маркетинг в интересах территории, внутренних и внешних субъектов, в которых она заинтересована. Маркетинг территорий направлен на создание перспектив развития, как всего населения территории, так и отдельных социальных групп.
Основная его задача состоит в создании имиджа инвестиционно привлекательного региона, при этом инвестиции содействуют созданию новых возможностей для личностного роста и развития жителей региона, их социальной реализации, а также способствуют образованию новых рабочих мест, реализации социальных и социально-культурных программ.
В основе маркетинга территории лежит представление об уникальности каждой территориальной единицы, поэтому в качестве характеристик продвижения выступают:
· природно-климатическое и транспортно географическое положение;
· земельный, сырьевой, экономический, социальный, научный, информационный и кадровый потенциал;
· историко-культурное наследие;
· демографическая обстановка;
· и национальный состав;
· экологическая обстановка.
Территориальный маркетинг представляет направление социального маркетинга, основной идей которого является управление устойчивым развитием территории и обеспечение дополнительных возможностей и ресурсов развития. Ориентация на данные цели предполагает формирование комплексных программ, направленных на:
· формирование и улучшение имиджа территории, ее социального статуса, деловой и социальной конкурентоспособности;
· расширение участия территории в реализации международных, национальных, региональных и локальных программ развития;
· привлечение на территорию государственных и иных внешних по отношению к данному региону заказов производственного, социального и культурного содержания;
· повышение инвестиционной привлекательности, интереса с точки зрения привлечения ресурсов;
· стимулирование обмена ресурсами с другими территориями;
· привлечение дополнительных возможностей для социальной, профессиональной и личностной реализации населения;
· формирование эффективных и благоприятных отношений населения территории и органов управления;
· развитие патриотизма населения территории.
Особую роль в территориальном маркетинге приобретают коммуникационные мероприятия, демонстрирующие открытость территории для контактов, позволяющее внешним субъектам получить большее количество информации о территории. В числе таких мероприятий наибольшую популярность приобрели
Дни города, которые сочетают в себе элементы праздника, культурно досугового мероприятия и демонстрации достижений и иных позитивных моментов.
Для организации территориального маркетинга А.О. Блинов рекомендует создание специальных территориальных центров маркетинга и устойчивого развития, представляющих собой сложные инфраструктурные комплексы, функционирующие на принципах самофинансирования.
Маркетинг как основа оптации. Одно из наиболее важных проявлений возможностей социального маркетинга заключается в том, что маркетинговые технологии демонстрируют способность к управлению оптацией.
Оптация
– это выбор того или иного образа жизни и деятельности из всех возможных в данном обществе.
Каждое общество имеет несколько моделей, вариантов образа жизни, которые оно рекомендует или диктует своим членам. Причина попыток управления выбором образа жизни заключается в том, что именно эти варианты могут выступать гарантами достижения социальных целей, стоящих перед данным обществом. Оптация выступает основой успешной социальной реализации личности, ибо она, как правило, находится в прямой зависимости от социальной оценки – одобрения или неодобрения, которое проявляет группа, организация или общество по отношению к своим членам в ответ на выполнение или невыполнение предъявленных к ним требований.