Социальный маркетинг и социальные изменения постиндустриального этапа развития общества
Пример.
Прохождение профилактических осмотров для ранней диагностики онкологических заболеваний.
Третий тип изменений– изменение поведения – предполагает модификацию ряда аспектов отношения людей к их потребностям, что основывается на изменении предшествующего опыта поведения путем предложения альтернатив, отвечающих глубинным потребностям личности.
Данная цель предполагает реализацию двух видов задач. С одной стороны, целевой группой становится группа, демонстрирующая наличие данной проблемы. С другой, начинается воздействие на группу, которая демонстрирует потенциал к появлениюданной проблемы, т.е. профилактика, предотвращение появления данной проблемы.
По мнению ф. Котлера, подобного решения требуют проблемы табококурения, наркозависимости, избыточного вес и т.д.
Четвертый тип – ценностные изменения – заключается в изменении набора суждений или ценностных представлений об объекте или ситуации, имеющейся у целевой группы[8].
А.В. Решетников выделяет четыре вида социальных изменений, которые способен вызвать маркетинг.
Во-первых, это достижение понимания необходимости внедрения социально значимой идеи.
Во-вторых, побуждение к единовременному действию.
В-третьих, стремление изменить поведенческие привычки.
В-четвертых, изменение основополагающих представлений, существовавших ранее.
Рассматривая возможность применения социального маркетинга в управлении общественным развитием, необходимо обратить внимание на то, что социальные изменения в большинстве случаев затрагивают интересы множества социальных групп, которые, как уже говорилось выше, отличаются разнообразием.
Ассоциируя социальный маркетинг с достижением ориентиров общественного развития, следует обратить внимание на возможность конфликтов интересов целевых групп:
· вполне возможно, что интересы одной целевой группы будут значительно отличатся от интересов другой целевой группы;
· интересы общественного развития, выявленные в результате аналитических исследований, могут противоречить интересам одной из целевых групп.
Неслучайно в современном маркетинге наблюдается тенденция к индивидуализации маркетинговых технологий. Для социального маркетинга подобные подходы также обладают актуальностью, поэтому весьма часто можно наблюдать примеры индивидуализации маркетинговых технологий при продвижении социальных идей, идей общественного обустройства[9].
Пример.
Политический маркетинг в периоды избирательных кампаний для каждой социальной группы формирует свою целевую программу, не только со специфической содержательной окраской, но и со специфическим инструментальным арсеналом.
Социальный маркетинг позволяет изменить социальные позиции неприбыльного сектора экономики.
Пример.
В решении большинства социальных проблем высока сегодня роль экологии как интегративной области деятельности, объединяющей и фундаментальные, и прикладные направления.